Наши иконы — не «мемориальные доски»
Чудотворная Смоленская икона «Одигитрия», («Путеводительница») — одна из главных святынь Русской Православной Церкви. Существует множество списков с этой иконы. Наши предки благоговейно хранили эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. Достаточно вспомнить, как в 1238 году по гласу от иконы святой православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. А накануне Бородинской битвы этот образ носили среди стана русских воинов, чтобы укрепить их к великому подвигу. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль. После победы над неприятелем вместе с прославленным списком она была возвращена в Смоленск. В честь этого события и был установлен сегодняшний праздник.
Перелистывая славные страницы нашей истории, мы не можем не сознавать, что ныне к нам приближаются новые грозные испытания. Возьмите тот же Смоленск, рядом с которым вплотную вот-вот будут установлены ракеты, нацеленные на нас. Господь попускает быть этому, как и другим многим бедствиям, чтобы мы осознали самое существенное. Самое существенное — не просто наши земные победы и беды, а осознание, для чего даются они. Целуя наши святыни, мы должны прежде всего припадать к тайнам нашей веры, которые открывает нам образ Пречистой. Пока не будет этого, самые чудотворные иконы будут только «мемориальными досками».
Церковь учит нас, что источник призвания человека — быть любимым Богом. И его призвание также — любить Бога. Путь человека определяется глубиной его первозданной невинности. Бог создал человека не как грешника, Он создал его не имеющим греха. Бог положил в основание его жизни преображение любовью. Он восхотел, чтобы человек был Его другом и Его сыном. И весь путь человека заключается в ответе на эту любовь. Но человек — существо спорящее, по определению, способное сказать «нет». И это его «нет» показывает цену его «да». Человек — также существо, способное оспаривать все: условия экономической, общественной, политической жизни, свое положение в мире, свою жизнь и жизнь других, наконец Самого Бога и свое отношение к Богу. И человек может делать это в самых своих сокровенных глубинах, даже в священных, за пределами времени, где он мыслит и принимает решения и откуда исходит принесение им себя в дар или отказ. Его призвание — быть любимым Богом и любить Бога в ответ, но человек и это может оспорить, даже этому может сказать «нет».
Мы знаем, что в Священном Писании рядом с тем или иным добром, с той или иной несомненной ценностью, с тем или иным желанием, каким бы оно ни было, — всегда присутствует грех — этот спор с Богом, это искушение быть на равных с Богом, этот отказ сказать «да». И потому грех делает человека виноватым, осужденным, несчастным. Он открывает в его сердце бездну отрицания и небытия, отделяет его от Бога, от самого себя и от других. Он утверждает его в отказе, превосходящем временные бедствия. Весь путь его становится профанацией, отчуждением, замкнутостью на себе, отделением от священного. Когда человек отказывается любить Бога и отвергает Его любовь, он разрушает в себе то, что принадлежит только Богу — то, что в нем всегда как чистый дар Бога, над которым он теряет всякую власть, теряя его. Духовно он мертв, и, как показывает жизнь, не только духовно — а мертвый не может воскреснуть.
Но именно этого мертвого Бог хочет оживить, и сухие кости его, как свидетельствует Писание, процветут. Что было бы с родом человеческим, куда привели бы его независимые от Бога пути, если бы не нашлась в нем Та, Которая всему на свете всегда предпочитала волю Божию и Которая в час Благовещения сказала: «Да будет Мне по слову Твоему». Именно этого «да» ждет Бог от человечества, от каждого из нас. И не напрасно Божия Матерь именуется «Путеводительницей» — Она не только показывает каждому человеку истинный путь, но и помогает идти этим путем. Ее исключительной верностью Богу совершается тайна Воплощения. Однако спасение возможно только когда человек принимает, что он должен быть судим, признает себя грешником и просит прощения. Это обращение к священному поддерживает в человеке Своим заступничеством Божия Матерь. Этот путь всегда трудный и скорбный, потому что человек должен отвергнуться этого своего вечного спора с Богом, этого своего отказа, который неотделим от его духовного существа. Именно в этом смысле он должен отвергнуться себя. Только через эту смерть он может войти в жизнь — прощенный и преображенный в новой радости любить Бога.
Господь и Бог наш Иисус Христос дарует искупление грешному человечеству, воссоздает человечество, которое любит Его. И Божия Матерь молится за нас, чтобы наши пути стали путями Божиими. Потому что только веруя в эту любовь, мы входим Крестом Христовым и нашим крестом в мир спасения. От Креста Христова, где всегда стоит Божия Матерь, расходятся, как лучи, пути всех людей. И перед лицом греха — этой силы распада, действующей в мире, — отныне всегда Ее молитва к Агнцу, вземлющему грех мира. Христос являет в Ней Божественную и человеческую любовь во времени и вечности как державную силу жизни. Этой силе мы призваны приобщиться, а остальное, как говорится, приложится.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий