Мир и война
Продолжается праздник Рождества Христова. Сегодня Неделя по Рождестве.
В воскресные дни мы говорим только о Воскресении Христовом, потому что это венец, печать всей тайны Воплощения Христова, той победы нашего ради спасения, которую Христос уже одержал. «В самом Рождестве присутствуют все победы, весь крестный путь Христа, — говорит святой Иоанн Златоуст, — тайна Его Крестной смерти, Воскресения и Божественного Вознесения, когда Бог, ставший человеком, показывает нам, где находится наш дом, наша природа и куда влечется всею глубиною наше естество». В эти светлые рождественские дни в наших храмах не перестает звучать пение, прославляющее вместе с ангелами Рождественской ночи, вместе с ветхозаветными волхвами и пастухами, вместе со всеми святыми и со всей Церковью Рождество Христово: «Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему». Поклонимся Ему всей жизнью и смертью своей.
И Ирод желал поклониться Царю, стараясь выведать от волхвов, где рождается Христос. Ангелы объявляют человечеству «на земли мир», и сразу же начинается кровопролитнейшая война. Вместе с ангелами поют об этом Вифлеемские младенцы — первые мученики Церкви Христовой, «телохранители Господни», как называет их святой Филарет, митрополит Московский. Воистину, не мир пришел принести Христос на землю, но меч, чтобы все узнали, что мир есть величайшее благо. Как прекрасен мир и делом, и именем в том, что он — Божий, что Бог есть Бог мира, и Сам Бог именуется этим миром, как говорит святой Григорий Богослов. «Милость и истина сретостеся» в день Рождества Христова, «правда и мир облобызастася». Где нет правды — там ложный мир.
Хорошо всегда быть в мире, но с кем и с чем? С теми, кем объявлена война Самому Богу и Его Церкви? Мы видим сегодня это триумфальное шествие зла, которое должно воплотиться, по учению Церкви, в мировом правителе. Зло хотело бы заключить мир, в первую очередь, с Церковью, чтобы усыпить бдительность всех и устранить все препятствия для своего победного шествия. Чтобы не было ему никакого сопротивления. И это есть разновидность его войны с Богом. Есть война, которая кончится вечным миром, и есть мир, который кончится вечной войной. «Они вводят народ Мой в заблуждение, говоря: «мир», тогда как нет мира, — возвещает пророк, — и когда он строит стену, они обмазывают ее грязью, скажи обмазывающим стену грязью, что она упадет» (Иез. 13, 10—11). И святой Григорий Богослов говорит: «Когда дело идет о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, нежели смотреть на требования времени и властителей; и не приобщаться лукавого кваса и не прилагаться к зараженным».
Всего страшнее бояться чего-либо больше, чем Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем учения веры и самой истины. Пытающиеся отсидеться в стороне и уклониться от этой войны все равно принимают в ней участие. Только на чьей стороне?
За что Ирод хотел убить Младенца Христа? Откуда такая ненависть и вражда к Тому, Кого он ни разу не видел? Оттуда же, откуда у убивающих собственных, еще не рожденных младенцев. Хотя младенцы еще не появились на свет, но они могут приветствовать друг друга в Духе Святом, как те, которые были во чреве у Девы Марии и святой праведной Елизаветы.
Невозможно не сказать об этом в день убиения Вифлеемских младенцев. Без всякаго преувеличения мы говорим: сегодня продолжается та же кровопролитнейшая война, только масштабы нынешней войны никак несравнимы с той, которая началась в Вифлеемскую ночь. Не отдельные какие-то выродки-ироды, а десятки, сотни миллионов людей в мире воюют против собственных детей. Миллионы младенцев ежегодно убиваются в одном только нашем Отечестве, в России. И нынешняя война страшна своей обыденностью, обыкновенностью — тем, что она узаконена государственной властью. Оттого что грех убийства стал нормой, в мире царствует вражда, и многие люди уже становятся абсолютно равнодушными к любому массовому убийству. То, чему мы являемся сегодня свидетелями в Новороссии, — явление того же порядка. И мир неизбежно увидит еще худшее, потому что происходит небывалое накопление зла.
Ирод боялся, что Младенец Рождественской ночи помешает ему, посягая на то, что имеет Ирод: на его власть, на его место, на его жизнь и свободу. И те, кто решился на убийство собственных детей, опасаются, что родившиеся дети ограничат их свободу и не дадут жить им так, как хочется. И мы, знающие тайны жизни, должны всегда помнить, что во всех случаях речь идет о Самом Христе, Который говорит: «То, что вы сделали другому, то сделали Мне». Человек, чье единственное желание — делать то, что ему хочется, неминуемо становится враждебным Христу.
В мире сегодня все большую силу набирает новая философия XXI века — так называемая «философия правильного мышления», весь смысл которой заключается в том, что «правильно только то, что человеку хочется, а всякое ограничение желаний есть искажение человеческого естества». Пропаганда «нового мышления» нашла свое реальное воплощение в Америке и сейчас осуществляется в Европе, где происходит процесс американизации общественной и политической жизни. Мы знаем, кто старается изо всех сил, чтобы так было и в России — не напрасно же она, насмешливо говорят они, всегда была «впереди планеты всей». Пропаганда философии «правильного» мышления имеет мощную коммерческую основу, приобретая все более глобальный характер, и первыми врагами «свободного» человека с новым («правильным») мышлением оказываются защитники сохранения семьи и традиционной нравственности. Скоро все мы с неизбежностью увидим, в какие формы выльется эта вражда, принимающая размеры настоящей войны. И сегодня, как никогда, понятно: быть христианином — значит стать таким человеком, который преодолевает то, что ему хочется, и делает то, что хочется Христу.
Да не лицемерной будет наша молитва об исполнении воли Божией в нашей жизни! Убиение Вифлеемских младенцев — страшный пример того, что могут сделать люди, желающие избавиться от одного, мешающего им человека. Если этот человек возникает на их пути, если он особенно задевает их честолюбивые замыслы, у них одно-единственное желание: его надо каким-то образом устранить. И тогда могут происходить самые невероятные вещи: для достижения этого, на всякий случай, попутно может устраняться любое количество людей.
Разумеется, между не задумывающимися ни о чем эгоистами-родителями, совершающими преступление, и человеком, чье имя стало нарицательным в истории, большое расстояние. Но это — одно и то же духовное явление, только разные этапы одного и того же пути с одной и той же отправной точкой. И мы должны понять сегодня, как из эгоистического, как говорят теперь, «правильного» сознания (то есть «делай, что хочется»), вырастает это чудовище — Ирод, страшный не только тем, что, как известно из истории, он разогнал высший орган власти иудеев — Синедрион, убив сотни непокорных ему людей, и даже в болезненной подозрительности, как некий будущий Сталин, — собственную жену и ближайших родственников, но более всего страшный тем, что явился первым антихристом на земле. И самое, может быть, потрясающее во всем этом то, что Ирод не знал, что Христос — Бог. Для него это был просто человек, который должен стать Царем. Ему и в голову не приходило, что каждый человек после Христа рождается, чтобы быть царем. Ирод думал: «Чтобы быть царем, надо убить всех». А оказывается, чтобы стать Царем, надо жизнь отдать за всех.
Оттого что в мире властвует смерть, мы причастны жизни так, как причастны и смерти. И в конце концов, все мы либо убийцы, либо мученики, и третьего не дано. Каждый из нас либо разбойник благоразумный, либо разбойник безумный. Смерть — результат греха, и в каждом грехе таится смерть. Но в убийстве — расцвет греха и явная победа человекоубийцы. В каждой заповеди — подвиг мученичества, и не бывает исполнения ни одной заповеди без пролития крови. «Но мученикам дано в полноте узнать родство со Христом, — говорит святой Игнатий (Брянчанинов), — и узнать заповедь о покаянии, в которую заключены все заповеди Божии». В мученичестве и в покаянии заключены все заповеди Божии.
В неделю по Рождестве Церковь вспоминает святого царя Давида, святого праведного Иосифа Обручника и апостола Иакова, брата Господня по плоти, по человеческому естеству самых близких Христу людей после Божией Матери, чтобы напомнить нам, что все мы, все человечество, призваны стать единокровными своему Спасителю, составить с Ним одно святое семейство. И мы должны увидеть, как ведем себя в этом святом семействе. Не уклонились ли мы от света Вифлеемской звезды, не зашли ли в такую тьму, когда ничего уже нельзя различить? Там, где есть покаяние, все можно восстановить. И Давид споткнулся, убив человека, вставшего на его пути. Но вся его жизнь после этого была плачем покаяния — воистину мученичеством, соединяющим его со Христом.
Сколь бы ни были велики наши грехи, мы не должны отчаиваться, но всю жизнь учиться покаянию. Есть грехи к смерти. Грех к смерти — когда душа теряет способность каяться. И Богородица, как говорится, за Ирода молиться не велит, но пока не поздно нам, задумаемся с трепетом, для чего мы и как входим в храм? Как мы кланяемся Христу? Христос изгоняет бичом из храма всех, кто не ради Бога входит в него. Бог объявляет войну, и кто устоит? С Ним воинство небесное, и мы должны быть с Ним воинами Христовыми, носящими в одной руке Евангелие, а в другой меч, как говорит священномученик Владимир Киевский: «Мы должны быть проповедниками мира и любви, мы должны быть борцами, мечом правды Божией против лжеучения безнравственности; против безволия, безвластия и духовного слабосилия. Увлечения надеждами мира сего и стремление красивыми, безотчетными словами содействовать успокоению умов и сердец вместе с антихристом — такое настроение хочет сатана ввести в нашу Церковь».
Будем со всей верой и всеми силами нашей души молить Господа, чтобы сугубая благодать, соделавшая святыми апостолов, мучеников и святителей, пламенеющих духом воинствования в их служении, коснулась и наших сердец. Чтобы открылся нам «мир, всяк ум превосходящий», который никто не может отнять и который, кроме Христа, никто не может нам дать.
Протоиерей Александр Шаргунов
11 января 2015 года
Добавить комментарий