Молчание веры и поклонения
Христос воскресе!
Мы видим значение жен-мироносиц для Церкви всех времен. Они были единственными, согласно Евангелию от Марка, кто осмелился сопровождать Христа до Голгофы, в то время как все ученики разбежались. Они говорили между собой: «Кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик» (Мк. 16, 3—4). Есть такие преграды на нашем пути ко Христу, которые никто не может удалить, кроме Него Самого.
«И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду». Евангелие от Марка более лаконично, чем Евангелие от Матфея, в нем не говорится ни об ангеле, ни о землетрясении, ни о молнии, а только о таинственном юноше. Эта простота намеренно избрана евангелистом. Он употребляет современный ему апокалиптический язык с минимумом образов, чтобы избежать какого-либо «описания» ничем невыразимой тайны Воскресения. Нам сообщается только факт. Но мы знаем, что белый цвет — всегда знамение. Это цвет света, противоположный мраку. Это цвет славы, цвет небесных созданий. В день Преображения то же Евангелие свидетельствует о белизне, какую ни один белильщик не может соделать (Мк. 9, 3). В Апокалипсисе Иоанна белый цвет — цвет победы.
Жены-мироносицы были охвачены страхом. «Он же говорит им: не ужасайтесь». Все небесные явления в Священном Писании отмечены этой подробностью. Божественное превосходит человеческое разумение и вызывает некое оцепенение, священный ужас. На Фаворской горе ученики были опрокинуты, вышли из себя. И жители Капернаума были охвачены ужасом при первом появлении Христа, «так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?» (Мк. 1, 27). А когда Господь, посмотрев вокруг, сказал ученикам Своим: «Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!», они ужасались от слов Его (Мк. 10, 24). И далее, «когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе» (Мк. 10, 32). Но это явление Совершенно Иного в час Воскресения не только переворачивает сознание, оно укрепляет дух, дает ни с чем не сравнимый мир. Истинный Бог — не Тот, Кто внушает только страх и ужас. «Не бойтесь Меня», — говорит Бог. Поистине, начало премудрости — страх Божий. Но страх Господень веселит душу.
Обратим внимание, что Евангелие от Марка не говорит о явлении собственно Христа. Мы слышим лишь слово Откровения, исходящее от небесного вестника, который открывает главные тайны — те, которые мы исповедуем в нашем Символе веры. «Вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес» (Мф. 28, 5—6). «Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна, и воскресшаго в третий день по Писаниям». Это исповедание веры первых христиан непрестанно звучит и в книге Деяний. Таково исповедание нашей веры во все века.
Евангелие от Марка подчеркивает конкретные аспекты Боговоплощения, как бы говоря нам, что это Тот Самый Иисус — «Назарянин», «Распятый», человек истории.
Распятый восстал. Распятый воскрес. Его нет здесь. Но где Он? «Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее». Несомненно, евангелист хочет направить наш взор в другую сторону от гроба. Бог хочет, чтобы это произошло. Прежде Своей смерти Христос говорил то же слово: «По воскресении же Моем, Я предваряю вас в Галилее» (Мк. 14, 28).
Идите! Идите! Не оставайтесь у этого гроба, не оставайтесь в Иерусалиме. Идите вперед, туда, где Иисус Христос — Живой, где Он предваряет вас. Туда, где Он назначил вам встречу, — в Галилею. На эту землю, которая ваша, мужи галилейские, в вашей реальной человеческой жизни. Это повеление о проповеди всему миру: «Идите, отправляйтесь, не оставайтесь здесь», «возвращайтесь в Галилею». «Там Его увидите, как Он сказал вам». Никакого объяснения философского или рационального порядка. И вся Церковь сегодня приглашается точно так же веровать — веровать слову истины, и действовать по вере — жить, собирать вокруг себя людей, которые веруют во Христа, делать то, что Господь возвещает из Своего Воскресения. Веровать в Воскресение — не есть самое высокое интеллектуальное достижение, это — вступление в новую жизнь вместе со всеми уверовавшими по слову Христову.
Эти жены бежали от гроба. Они пришли, чтобы что-то сделать, и вот, теперь уходят, будучи не в состоянии что-либо сделать. Они уносят свои ароматы. Они бегут от этого места. «Их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись». Это последние слова Пасхи. «Трепет и ужас». Как лучше выразить невыразимое и все решительно изменяющее вторжение Царства Божия в человеческую историю? В течение всего Евангелия от Марка подчеркивается тайна, сокрывающая личность Иисуса из Назарета. Всякий раз, когда кто-то слишком быстро говорит, что Он — Сын Божий, Господь отвечает молчанием. В таком завершении Евангелие от Марка обретает весь свой смысл.
С благоговением почтим его! Жены-мироносицы молчат, и ничего никому не говорят. Как сказать, что личность их Учителя недоступна обычному пониманию, что это тайна, превосходящая все человеческое разумение? Те, кто хотел бы искать в Евангелии «абсолютную очевидность», «совершенно надежную уверенность», будут испытывать растерянность и разочарование. Это Евангелие погружает нас в молчание веры и поклонения. Наш Господь Иисус Христос, Сын Божий, Победитель ада и смерти бесконечно больше, чем все, что мы можем помыслить.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий