Воскресение словущее
Праздник обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме связан с известными историческими событиями. Совершая этот праздник, мы вспоминаем, как враги Христовы хотели стереть с земли всякую память о Христе Воскресшем.
В 70-м году святой град Иерусалим был уничтожен, и плуг прошел посреди него. Камня на камне, во исполнение пророчества Спасителя, не осталось там, где некогда был Иерусалимский Храм. А во II веке римский император Адриан — для того, чтобы не только уничтожить всякую память о Христе, но и утвердить язычество с его открытым сатанизмом — повелел переименовать этот град в Елий-Адриан в честь своего имени, и на месте Голгофы поставить храм, посвященный богине разврата Венере.
Мы помним, как в IV веке мать равноапостольного императора Константина святая равноапостольная Елена отправилась с важной миссией во Святую землю. Были обретены три креста, и среди них Самим Богом был показан Крест Христов, от прикосновения к которому ожил умерший человек. Тогда же началось строительство Храма Воскресения Христова, которое продолжалось в течение десяти лет. По завершении его, святые отцы, прибывшие на Тирский Собор со всех концов света, освятили этот Храм и весь град Иерусалим. Была Пасха ? новая Пасха, названная «Воскресение словущее». С новой силой переживала вся Церковь праздник Воскресения Христова.
Сегодняшний праздник установлен для того, чтобы мы помнили, как дорого для нас Воскресение Христово, и как мы должны чтить храмы Божии. Так велика святыня храма, что освящение его приравнивается к самой Пасхе Христовой, к победе Божией над смертью. Освящение храма на том месте, где совершились искупительные Страдания Спасителя, Его погребение и Воскресение, становится единым свидетельством жизни вечной ? новой Пасхой.
Поэтому так велика ненависть врага к храмам Господним. Сколько он делал попыток стереть их с лица земли! Гонение на Русскую Православную Церковь, которое было в минувшем столетии, — свидетельство этому. Даже «славнейший град Москва», как некогда Иерусалим, был под угрозой переименования. Так ненавидит враг храмы Божии, что хочет не только уничтожить их и распахать землю на месте, где они были, но и осквернить насаждением растления. По слову апостола Павла, вся «тайна беззакония» внутри Церкви будет направлена к тому, чтобы «человек беззакония» пришел в храм Божий и воссел на месте Божием, выдавая себя за Бога. Так велико может быть осквернение храма! Мы сегодня живем в период, когда восстанавливаются и освящаются новые храмы. Казалось бы, у Церкви должна быть пасхальная радость. Но вместе с тем мы наблюдаем в мире небывалое торжество зла, целенаправленное уничтожение нашего народа ? то, о чем уже не скрывая говорят враги России.
Приближается день Господень, о котором слово Божие предупреждает, что это день гнева, день Страшного последнего Суда. Но то же слово Божие открывает нам, что день Господень — это день самой великой радости, это Христово Воскресение, это победа Божия, которая будет дарована всем, это всеобщее воскресение мертвых. Только от нас зависит, каким будет для нас приближающийся день Господень. Для одних ? тех, кто не был причастен Пасхе Христовой здесь на земле, ? это будет день мрака и гнева, а для других ? день вхождения в радость Господа нашего ? вечную, нескончаемую.
Когда мы внезапно, без всякой подготовки, входим в сегодняшнюю пасхальную службу, мы должны испытывать себя, на какой глубине мы живем, как воспринимаем эту радость ? самую главную для христианина. Невозможно просто так устроить праздник, чтобы в наших сердцах было пасхальное ликование. Никакие песнопения, никакие службы не могут это создать. И более того, Церковь предостерегает нас от искусственного подъема, от желания казаться радостней, чем мы есть. Мы должны знать меру, в какой можем вместить эту радость. Хотя не мерою Господь дает Духа, но мы узнаем это только тогда, когда на самом деле причастны Пасхе Христовой. А пока мы должны свидетельствовать всей жизнью нашей о верности благодати и истине.
Пасха Христова, Воскресение Господне, день, который сотворил Господь, присутствует уже теперь, до скончания века, жизни каждого из нас. И воскресение — малая Пасха, и каждый день, когда совершается Божественная литургия — тоже Пасха, тоже Воскресение словущее, потому что всякий раз, когда она совершается, происходит освящение храма и всей нашей жизни.
Но кто может вместить эту радость так, как преподобный Серафим Саровский, который мог каждый день говорить, встречая приходящих к нему, от избытка сердца: «Радость моя, Христос воскресе!» Кто может не одними устами, не в суд или во осуждение, говорить эти святые страшные слова? Кто может каждый день участвовать в Божественной литургии, приобщаться Святых Христовых Таин? Мы не можем этого вместить. Мы не читаем, как преподобный Серафим, все Евангелие, день за днем, в течение каждой седмицы, потому что не достигаем этой глубины. Мы постоянно слышим об опасности привыкания к святыне. Можно причащаться Тела и Крови Христовых, по слову того же преподобного Серафима, оставаясь непричащенным. Можно бесконечно читать слово Божие, не приобщаясь его Божественным глубинам. И участие в Пасхе может быть только внешним.
Когда Гитлер занимал нашу русскую землю, он открывал православные храмы, чтобы привлечь народ на свою сторону. И порой сразу же по распоряжению немецких властей служили Христову Пасху. Что это была за Пасха? Хотя русские верующие люди и истосковались по церковным службам, хотя они и были лишены Пасхи в урочное время, эта Пасха не была освящением тех, кто участвовал в ней, потому что она была связана с отступничеством, предательством, неверностью Христу и Его Церкви.
Испытание себя, насколько мы Христовы, жажда истинной жизни, должны постоянно присутствовать в наших сердцах. Потому что этим, в конце концов, измеряется то, что на самом деле происходит с каждым из нас, с нашей Церковью, с нашим Отечеством. Если мы знаем, что Христос воистину все победил, мы не можем не видеть все происходящее здесь на земле в иной перспективе. Полнота Его правды, наше приобщение Божественной любви, которую дает Пасха Христова, открывает нам жизнь, для которой мы созданы. Когда-то Господь вел богоизбранный народ от поражения к поражению, от одного плена к другому. С тем чтобы этот народ полагал все свое упование на ту обетованную землю, которая у Бога, и ни на что не надеялся, кроме как на Господа, и только этой победы искал, как бы ни складывались его земные обстоятельства.
Только в пасхальном свете должны православные христиане, все, кто знает Воскресение Христово, воспринимать все события истории. Это не исключает надежды и на наши земные победы. Но для этого возрождение новых храмов и освящение их должно быть совершенно неотделимым от нашей верности Господу, от противостояния сегодняшнему безбожию и сатанизму. Чудо Воскресения словущего, этот незаслуженный нами дар, когда «Пасху среди лета воспоют», ? напоминание, что Пасха ? солнце нашей жизни, лучи которого касаются всех дней. И в нем исполнение пророчества преподобного Серафима о скорбях, которые должны будут принять все утешенные этой радостью, на пути к вечной Пасхе.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий