О радости в скорбях
Слово в Неделю по Воздвижении
Крестным знамением запечатлевая мысли, чувства и весь наш телесный состав, мы выражаем исповедание веры. Величайшее таинство Тела и Крови Христовых и все таинства Церкви совершаются крестным знамением. Все православные храмы увенчаны крестами. И каждый из нас носит нательный крестик.
Сегодня Церковь — вся любовь и хвала, поклонение Кресту Христову. Крест — наш щит и оружие, победа над демонами. Он — печать, трепеща которой ангел-губитель, как говорит Писание, не может коснуться нас. Крест восставляет поверженных, не дает упасть стоящим, укрепляет немощных, выводит на дорогу заблудших, открывает цель идущим. В нем здравие души и тела, смерть греха, все истинные блага. «Крест, — как говорит святой Иоанн Дамаскин, — насаждение воскресения, древо вечной жизни. Господь привязал к крестному древу спасение человеческого рода, чтобы новая жизнь воссияла от древа, принесшего смерть». И чтобы враг, победивший древом, был побежден на древе.
Как узнать, не одними ли устами воспеваем мы вместе с Церковью хвалу Кресту Христову? Крест присутствует в нашей жизни, прежде всего, различными скорбями. Болезнью, усталостью, нищетой, одиночеством, потерей близких, равнодушием и презрением по отношению к нам других людей. Сегодня в наших молитвах поклонения Кресту каждый может испытать свою совесть, что происходило в его душе, когда этот крест становился порою слишком тяжелым. Не было ли у нас уныния и ропота? Продолжали ли мы нести наш крест с любовью ко Господу, узнавая, что в нем — очищение от наших грехов, источник истинной жизни и радости? Благодарим ли мы Бога за наши поражения и скорби, за то, что все идет не так, как мы хотим? Приближают ли нас эти испытания к Богу или удаляют от Него?
Отныне путь святости проходит через Крест. И то, что когда-то казалось лишенным смысла, — болезни, горе, нищета, поражения, смерть — обретает полноту смысла. Так что человек вольно принимает все как из рук Божиих. Бог благословляет Крестом, когда хочет даровать высшее благо Своим чадам. Это знак Его особого благоволения.
Многие боятся Креста Христова, панически бегут от него, удаляясь от небесной радости, от святости, для которой создан человек. Они бегут от Христа. От праведной, совершенной, исполненной любви воли Божией, ищущей всем спасения.
Кто вступит на путь Креста, тот сразу же встретит на нем Господа, Который спешит нам на помощь, перекладывает главную тяжесть наших скорбей на Свои рамена. Наши скорби, сливаясь с Его Крестными страданиями, уже не являются для нас разрушительными, но становятся средством соединения с Богом. Тайна жизни заключается в том, чтобы возложить все наши печали на Него. Мир не понимает этого и погибает от отчаяния. Но бесчисленное множество святых свидетельствует о славе Креста. Они говорят нам, что время наших испытаний коротко и каждому дается по силам, а воздаяние любви Христовой — бесконечно и вечно. Потому они хвалятся скорбями и благодарят Бога за дар ради блага Церкви восполнить своими страданиями недостающее страстям Христовым. Единственная подлинная скорбь — удаляться от Христа. Все другие скорби проходят, претворяясь в радость и мир Христов.
Поистине, сладок Крест Христов, благословенно принятие воли Божией, нет высшей радости, чем быть со Христом на земле и в вечности. Грядущие испытания исполняют веселием и мужеством тех, кто неложно кланяется Кресту Христову. Потому что они — только преграда, которую надо преодолеть, чтобы достигнуть Господа.
Никогда не унывающий дух, даже в самые трудные моменты, не есть плод счастливых природных качеств. Он исходит из глубокой внутренней жизни, из сознания Божественного сыновства.
Поклоняясь Кресту Христову, мы вспоминаем сегодня и Божию Матерь, Которая в час страданий Господа была столь едина с Ним, что стала вечной Ходатаицей за всех, несущих крест на земле. Поклоняясь Кресту, будем молиться Ей и всем святым, чтобы возрастала у нас печаль о наших грехах и решимость сражаться с ними, каких бы скорбей нам это ни стоило. Чтобы возрастала радость, которую никто не может у нас отнять. И никто не может дать, кроме Господа — Крестом и Воскресением.
Предельная самоотдача
Господь восходит к Своей Крестной смерти. С самого начала Своего служения Он совершает это восхождение. «Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, — заранее говорит Он Своим ученикам, — и осудят Его на смерть». А Евангелие от Луки уточняет: «Так написано, и так надлежало пострадать Христу». Это «так надлежало» может казаться шокирующим. Создается впечатление, что смерть Сына Божия подчинена фатальности, которая в свою очередь обнаруживает еще одну фатальность — фатальность для человека родиться грешником, и не существует возможности что-либо изменить. Значит, речь идет о выкупе, об искуплении — таким словом определяет это само Евангелие? Все знают, что в некоторых случаях нельзя избежать этого выкупа, чтобы освободить заложников. Может быть, Христос был взят в качестве заложника Его Небесным Отцом? Но разве Бог — похититель, которому надо платить выкуп?
Слова «прощение, помилование» дают нам иное представление о Боге. Кто мог бы представить, что Отец Небесный предаст Сына Своего на смерть, чтобы спасти нас от греха? Христос пришел на землю, чтобы вернуть на лицевую сторону то, что мы вывернули наизнанку. Выпрямить то, что мы сделали кривым. И это Он сделал вольно. Любовь Божия — чистая свобода в даре, в котором Он принес Себя. «Никто не отнимает у Меня жизнь, — говорит Он, — но Я Сам отдаю ее». Этот дар — внутренняя потребность Его Существа, а не фатальность.
Это образ, которым Господь восхотел явить Свою любовь. До предельной отдачи Себя. В этом Откровение Христово. Христианам нечему завидовать в других религиях. Христос восхотел спасти мир — не внешним действием по отношению к Себе, но войдя в его жизнь всей Своей Личностью! «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Что касается нас, постараемся, чтобы наш крест соединился с Крестом Христовым, и мы научились главной тайне жизни — тайне дара. Этот дар наш не проявится в ослепительных подвигах, чаще он будет действовать сокровенно, в том самом отвержении, которое требуется нам изо дня в день. Иногда героически, как у тех родителей, которые посвящают свою жизнь своему ребенку-инвалиду. Более скромно, как у множества людей, которые преданно служат Богу и людям в молчании, не трубя об этом. Но всегда приобщение Кресту Христову означает одно: нет большего доказательства любви, чем отдача себя любимым.
«Кто хочет идти за Мною, — говорит нам сегодня Христос, — отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами». Пусть эти слова Христовы на всякое время и на всякий час во все дни жизни нашей будут с нами, как крестильный крестик Христов, который мы носим на своем сердце.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий