Новая заповедь блаженства
Слово на Антипасху
Христос воскресе!
Воскресение Христово — воистину основание всего. Среди многих явлений Господа в течение сорока дней после Его Воскресения Церковь выделяет Его явление апостолу Фоме. Апостола Фомы не было при первом явлении Воскресшего, и Христос снова явился всем ради него. Говорят: «Фома неверующий». Не спешите это повторять. Да, он не поверил одним словам своих друзей, в то время как жизнь Церкви — вера, основанная на слове апостольском. Однако ведь и Фома был одним из апостолов, и потому мы могли бы сказать, что он смел надеяться, как и другие апостолы, на встречу с Живым Христом после Его Крестной смерти. Более того, это жизненная необходимость для него, если он должен будет свидетельствовать о победе Божией как апостол. Это явление Христа и открывает служение, которое Христос доверяет Своим апостолам. Он посылает их, как Сам Он был послан Отцом. Прежде Пятидесятницы Он дунул на них и дал им ключи спасения.
Апостол Павел, защищая свое апостольское достоинство, будет утверждать это достоинство на своей встрече с воскресшим Христом на пути в Дамаск. Пусть он не был из числа тех, кто знал Христа по плоти, как он говорит. И апостол Фома не требует ничего большего, чем другие апостолы, — только увидеть самому Воскресшего. То, что произошло с апостолом Фомой, напоминает нам, прежде всего, что хотя вера обретается в Церкви через тех, кому открыта Богом истина, она тем не менее является личным приобщением ей каждого. Она есть личное узнавание того, что было дано всей Церкви, самым первым ученикам, всем, кто в течение более двадцати веков приходил ко Господу. И такая вера есть источник самой великой радости, самого великого блаженства для человека.
Во время явления апостолу Фоме воскресший Христос открывает нам новую заповедь блаженства. Он открывает ее в то самое время, когда дает нам мир — Свой мир, всякий ум превосходящий. «Блаженны не видевшие, и уверовавшие», — говорит Господь. Мы понимаем, что речь здесь идет о нас. Это заповедь блаженства веры, в противоположность всем обманчивым иллюзиям легковерия, восторженной экзальтированности, рассыпающейся на глазах. Христос предупреждает: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, но знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы Пророка». Знамение Ионы — это три дня, которые Иона провел во гробе, имеющем вид великой рыбы. Это знамение — следы Крестных Страданий на руках, ногах и прободенном ребре Спасителя.
Подлинный вопрос веры не в том, воскрес ли Христос, потому что вера знает, как отвечать на него. Вся Церковь, все мы, приходящие к ней, слышим, как она на возглас священника: «Христос воскресе!» едиными устами и единым сердцем отвечает: «Воистину воскресе!» Но подлинный вопрос веры глубже. Понимаем ли мы по-настоящему, помним ли мы всегда, исповедуя радостно нашу веру в Воскресение, что это Тот же самый Христос, Тот, Кто прошел через страшные Страсти, Кто умер на Кресте, и теперь является как Воскресший, как Господь Славы, Господь моей жизни и Царь мира.
«Воистину воскресе!», — отвечает апостол Фома вместе с другими. Христос всегда будет нести на Себе раны этого высшего дара Себя, который Он приносит нам. И в вечности Его прославленное Тело, Тело Распятого, бесчисленные знамения, которые Христос сотворил во время Своей земной жизни, по слову Евангелия, являют славу Его, то есть грядущее Воскресение. И когда апостол Павел говорит: «Если мы и знали Христа по плоти, то теперь не знаем Его», мы понимаем, что, несомненно, знание в Духе Святом Христа Воскресшего совсем иного порядка, чем человеческое знание Иисуса Христа, которое могли иметь о Нем Его современники. Благо в этом для нас, потому что мы можем быть не менее блаженными, чем те, кто сподобился личного общения с Господом во время Его земной жизни. Однако слова апостола ни в коем случае не означают возможности малейшего разрыва между земной жизнью Христа и Его пребыванием в славе Отца Небесного после Воскресения. Это было бы покушением на реальность Воплощения, на все наше спасение.
Весь Христос пребывает ныне в славе Божией, вся Его человеческая жизнь, все Его радости и скорби, Его дружбы и гнев, Его труды и отдохновения, Его встречи, Его слова, Его Крестные Страдания и Его смерть — все, абсолютно все имеет для нас значение, присутствует в вечности. Потому и наш земной путь может стать осмысленным, причастным Божественному.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий