Историческое значение этого события
Слово в Неделю 20-ю по Пятидесятнице (память святых отцов VII Вселенского Собора)
Сегодня память святых отцов VII Вселенского Собора, последнего из Вселенских Соборов, утвердившего иконопочитание. В нем — полнота всех догматов, всех тайн нашей веры. Бог стал человеком, и человек призван стать по дару Христа богом. Бог, невидимый никем, стал видимым, и Он может быть изображаем на святых иконах. И здесь тайна Воплощения Божия.
Антихрист, учит нас святая Церковь, прежде всего будет противиться именно тайне Воплощения, без которой не может ни один человек осуществить свое призвание. Тайна Воплощения связана с тайной всепревосходящей чистоты Приснодевы, благодаря которой Бог стал человеком. И тайна развоплощения, уподобления человека скоту, как говорит Писание, связана с «тайной беззакония» — в нецеломудрии, в растлении. То, что мы наблюдаем сегодня в неслыханном масштабе.
Враг рода человеческого, ненавидящий святыню, борясь с иконопочитанием, воздвиг гонение на святые иконы, как это было в древние времена иконоборчества и как это было в недавние времена гонения на Церковь, когда уничтожались храмы и иконы. А теперь он стремится к тому, чтобы эти иконы были просто украшением, по существу, идолом, которому поклоняются люди, — «замечательными произведениями искусства».
Раньше некоторые верующие прятали свои иконы, боясь, что кто-то увидит их, им не хватало мужества открыто их выставлять. А теперь часто иконы продаются рядом с самыми растленными картинками. То есть для сатаны важно сейчас превратить святыню просто в узор, в одно из явлений жизни наряду с самым мерзким грехом.
Обратим сегодня внимание на то, что в Евангелии об исцелении сына вдовы Наинской Господь показывает нам, как важно, чтобы эта верность истине, устремленность к Богу и способность сострадать другим людям всегда присутствовала в нас. Когда Спаситель появляется у городских ворот в сопровождении огромной толпы, неотступно следовавшей за Господом, им встречается похоронная процессия других людей, которые не оставляют женщину в ее страшном горе. Она потеряла мужа, а теперь единственного сына, и люди не знают, чем можно утешить человека в этой беде. Одним своим молчаливым присутствием они как-то разделяют с ней то, что она переживает. И вот эти два потока соединяются в один, и Господь совершает чудо.
Совершает одним словом — не так, как пророки, о которых мы естественно сейчас вспоминаем. Илия трижды простирался над умершим отроком и воскресил его. Также его ученик Елисей дыханием своим возвратил жизнь умершему юноше. Господь в знамение того, что эти пророчества о Кресте, о даровании Духа Святого человечеству исполнятся в Нем, совершает чудесное исцеление одним словом. Он так глубоко входит в человеческое горе, что оно становится Его собственным горем. Он действительно готов умереть за каждого человека и каждому человеку даровать новую жизнь.
Бог посещает народ Свой, когда тот переживает великие испытания. Мы спросим, каково историческое значение этого события, когда временно возвращается жизнь этому юноше, жителю города Наина? Разве не умрет он снова через короткое время — лет через десять, может быть, или через пятьдесят? Разве мы не знаем, что Христос Воскресший дарует всем Своим новую вечную нетленную жизнь? Что значит это событие? Оно означает, во-первых, что Господь имеет власть над жизнью и над смертью, а также показывает нам, как Господь бережно относится к нашей земной жизни и как Он хочет иногда продлить наши дни, чтобы жизнь наша углубилась, чтобы мы более готовыми предстали перед Судом в вечности.
Народ Израиля в течение долгих веков имел очень скорбную историю — историю крушения, пленения, рабства и поражения. И в то же время в нем жива была вера в то, что он народ Божий, что он принадлежит Богу. И чем больше становились эти поражения, тем неизбежней делалась его надежда на Единого Бога. Тем яснее он видел, что когда замысел Божий исполнится до конца и правда Божия восторжествует совершенно, когда любовь Божия будет познана людьми — тогда наступит абсолютно иное: иной мир, другая жизнь. К этому устремлялся богоизбранный народ Израиля.
Надо, чтобы и наш православный народ, хранитель истинной веры, в страшных скорбях, которые он пережил в течение минувшего столетия и которые не кончаются, понял, для чего ему это дается. Для того чтобы восходя от поражения к поражению, видя одно предательство за другим, он все более надеялся на Того, Кто всегда с ним, если он не отступит от Него. И чтобы, в конце концов, эта устремленность ко Второму Пришествию Христову, к встрече с Господом была оправданной. Чтобы за все скорби Господь воздал верным Ему прежде всего, конечно, вечной жизнью, духовным утешением. Господь в силах изменить любое наше состояние, что бы с нами ни происходило, даже если это состояние смерти. Даже если мы уже мертвы грехом и из-за этого начинаем терять все, что делает жизнь жизнью, Господь в состоянии снова восстановить нашу жизнь этим пасхальным Своим словом «восстань!», обращенным к человеку или к народу.
Человек может быть мертвым, как мы мертвы к нуждам и страданиям других людей. Человек может быть мертвым к стыду, чести и достоинству. Он может быть настолько безнадежно мертвым, что просто плыть по течению грязного потока жизни вместе с мусором, как мертвая рыба. И Господь в состоянии восстановить жизнь этого человека. Миллионы и миллионы людей, как свидетельствует сокровенная история Церкви, опыт бесчисленного множества святых и неизвестных миру людей говорят о том, что Господь может восстановить мертвую жизнь, и что Его прикосновение к ней не утратило своей прежней пасхальной силы.
Будем молиться о нашем полумертвом или мертвом, как кому-то кажется, народе, чтобы Господь совершил все это. Будем помнить о том, что судьба Отечества нашего, судьба всего мира зависит от Православной Церкви. Во-первых — от того, насколько мы верны Христу, насколько мы идем в том потоке, который неотступно следует за Христом. И во-вторых, насколько мы сострадательны к тому горю, которое переживают люди. Если эти два потока соединятся в одно, то на этом пересечении совершится крестное спасение нашей России. И Господь продлит ее жизнь еще на десять или на пятьдесят лет. Исполнится то пророчество, о котором говорит преподобный Серафим, что Россия не будет богатой, но она процветет еще Православием. И как бы ни было кратко то время, это будет драгоценное время для очень многих людей, чтобы они могли приготовиться ко Второму Пришествию Христову.
Это произойдет только тогда, когда мы будем Церковью, когда Церковь и каждый из нас в Церкви явит миру, что он — икона, образ Божий. Что через него присутствие Божие ощутимо и зримо действует в мире.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий