Верить ли в диавола?
Слово в Неделю 24-ю по Пятидесятнице
Верите ли вы в существование сатаны? На самом деле верите? Вы медлите с ответом. Как многие, как большинство. Однако диавол — в моде. Вспомните, какой успех на Западе имел фильм «Экзорцист». И всем известны слова, которые употребляют политики для дискредитации своих противников. Америка давно уже объявила Россию «империей зла», а сегодня называет ее не иначе как «исчадием ада». А исламский лидер Хомейни и его последователи объявили Америку «большим сатаной».
Мы знаем, что на Западе, и не только, существуют рок-группы — открытые поклонники сатаны. Их адепты утверждают, что слушая записи этих дисков в обратном порядке, можно услышать гимн сатане. И уже появилась «церковь сатаны», объединяющая вокруг себя бесноватые толпы. А стотысячные манифестации гомосексуалистов и прочих сексуальных меньшинств? Мы узнаем о кровавых бойнях, вроде той, когда один молодой человек в Норвегии расстрелял около сотни людей. И эти ужасы время от времени повторяются — то в одной, то в другой стране. Естественно задаться вопросом, не есть ли это в буквальном смысле бесовская одержимость? Масштабы и глубина зла, присутствующие в них, не могут дать иного объяснения этих преступлений. Всем должно быть ясно, что зло существует. Ну а князь зла? Существует ли он?
Мы слышим в сегодняшнем Евангелии, как Христос изгоняет из человека легион бесов. Перед лицом этого события следует избегать двух крайностей. Современные неверующие люди могут отрицать его вследствие необычности. В самом деле, справедливо говорят они, во времена земной жизни Христа всюду видели диавола. Эпилепсия, нервные и психические болезни — все это часто принимали за бесовскую одержимость. Но для нас ясно, что в данном случае Христос имеет дело с одержимым. Об этом в Духе Святом возвещает Евангелие. Только помраченное неверием сознание может ставить под сомнение чудесный характер дел Христовых. И среди прочего — знание Господом злых духов.
Что хочет сказать нам Слово Божие сегодня? Его цель — показать нам, как Христос возвещает Благую Весть не только Своим учением, но изгнанием злых духов, которое ведет к разумению Его учения. Слушающие проповедь Господа были потрясены. И у них были основания для этого. Это новое учение преподается со властью, не так, как это делали книжники. Они повторяли только то, чему их научили в школе раввинов. Христос не учился в этих школах. Он произносит не заученные слова. Не наизусть. И произносит их с властью, подобно великим пророкам. И с еще более несравненной властью. Для Христа Божественный закон имеет значение освобождения человека, в соответствии с волей Божией.
Это новое потрясающее учение не может не поражать слушающих Его. Сила одержимости, которая так или иначе сокрыта среди них, должна быть разоблачена. Диавол чувствует угрозу, исходящую от этого слова и противится Господу, Который, как сам диавол говорит, прежде времени начал его изгонять.
Одновременно нам открывается важный аспект Благой Вести: она освобождает. Христос освобождает слушающих Его от ига силы, которая держит их в плену человеческих толкований и мелочных предписаний закона. Он пришел, чтобы освободить человека от зла и от диавола. Он вступает в сражение за человека, которое будет вести Его до Креста, где Он изгонит навсегда силы зла.
Итак, мы освобождены. Но до какой степени? Эта решительная победа Христа осуществляется во времени тем, как мы принимает Благую Весть. Парадоксальным образом победа одержана, но сражение продолжается. Сегодня мы должны проверить на себе, как действует в нас Его сила освобождения. Увидеть, где еще есть у нас связь со злом и с диаволом. Сатана — «человекоубийца от начала» и «отец лжи». Горе нам, если мы употребляем власть и насилие в наших отношениях с ближними. И не стараемся быть для них слугой, как заповедует Христос. Живем ли мы в истине и правде с Богом и нашими братьями и сестрами? Пусть эта Божественная литургия, которая по милости Божией сегодня снова нам была дана, станет нашим приобщением чудесам, явленным Господом нашим Иисусом Христом. Только ими мы можем получить освобождение от зла и смерти, от лжи и насильства диавола, и сподобиться дара быть свободными для служения Богу и людям.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий