Тайна, перед которой сотрясаются небеса
Слово в день Крещения Господня
Сегодняшний праздник называется Богоявлением, потому что нам открывается тайна Пресвятой Троицы. Этот праздник называется праздником Крещения, потому что Господь крестился — погрузился в воды — от Иоанна. И это есть праздник Просвещения, где мы узнаем не только тайну нашего Бога, но и самое главное — то, что делает нас едиными с Богом, то, чему должны мы научаться в течение всей своей жизни.
Господь, обнаженный от Божественной славы, стоит перед Иоанном и смиренно просит у него крещения, как простой человек. И мы слышим Его голос: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15). Так надлежит Господу исполнить всякую правду — не для того, чтобы эту правду принять от Иоанна, а для того, чтобы исполнить правду за Иоанна и за всех людей.
Это событие превосходит всякий здравый смысл, всякое разумение: Он преклоняет Свою Божественную главу для того, чтобы принять помазание от человека. Но Господь преклоняет Свою главу, чтобы принести нам Божественное помазание, которым бы помазались наши главы и исцелилась наша жизнь от страданий гордости, от неправды. Чтобы нам открылась тайна правды.
Он приходит как все — так, как будто имеет нужду в этом крещении. Но Он не имеет никакой нужды в крещении, потому что нет такой правды, которой бы Ему недоставало. Он крестится, чтобы дать нам то, что нам необходимо, чтобы даровать нам спасение, и чтобы мы могли исполнить всякую правду.
В таинстве Крещения Господь с самого начала, прежде чем выйти на общественное служение, устанавливает правду, которая превосходит всякую другую правду. И в течение всей Своей жизни Он будет это утверждать и открывать. Вплоть до последнего часа, накануне Крестных Страданий, когда на Тайной Вечери, преклонившись до земли, «до конца возлюбив Своих учеников», смирившись до конца, Он покажет нам, в чем есть основание правды. И чтобы мы не перепутали никогда Его правду с какой-либо другой правдой, мы должны запомнить, что для всякого таинства, будь то Крещение или Евхаристия, обязательным условием является преклонение главы нашей пред Господом — то смирение, которому Он нас научает.
Лучше всего мы можем понять, что это означает, если вспомним, как Он отвечает апостолу Петру. Петр не в силах видеть, как его Учитель и Господь преклоняется пред ним до земли, как раб и как слуга, чтобы умыть ему ноги. Он говорит: «Вовек не умоешь Ты ног моих». Господь прерывает его и говорит ему: «Если не умою ног твоих, не имеешь части со Мною» (Ин. 13, 8).
То же самое происходит в Крещении, когда Иоанн Предтеча хочет уклониться от того, чтобы возложить свою руку на Господа. Но Господь говорит, что это абсолютно необходимо. Как абсолютно необходимо положить Его смирение в основание нашей жизни. «Я образ вам дал, — говорит Он. — И если вы Мои ученики, то исполните это». «И блаженны вы, если разумеете это, когда исполняете все сие» (Ин. 13, 15—17).
Будем в течение всей нашей жизни учиться тайне Христова Божественного смирения. Но мы не можем иметь об этой заповеди никакого понятия — не то, что ее исполнить — пока не примем святое крещение. Потому что в крещении нам открывается, что Господь обнажился от всякой правды для того, чтобы обнажить нашу гордость, чтобы показать нам, как далеки мы от понимания и исполнения правды.
Прежде всего мы должны заботиться о том, чтобы здесь, на земле, уклоняться от всякой почести, от всякого превозношения. В этом заключается наша честь — страшиться защищать свое первенство, свое преимущество перед другими — в мире, где гордость, идущая от самого диавола, присутствует во всех грехах без исключения. Когда человек самоутверждается в своей праведности, его правда становится причиной гордости — той, которая является причиной всех грехов, вместе взятых.
В этом мире самохвальство и самореклама становятся нормой жизни, и не только в политике и экономике. Грех утверждается как норма, потому что человек, живущий по плоти, делает гордый вызов Самому Творцу. Хуже всего, что даже в Церкви Божией мы можем искать этого самоутверждения. Так ученики Христовы спрашивали Его, кто из них больший, когда Он шел ко Кресту (Лк. 9, 46). И сейчас можно искать каких-то особенных даров и особенной праведности, тогда как Церковь приближается ко временам антихриста, к дням своего распятия. Жизнь по плоти, говорит апостол Павел, исполнена себялюбия. И никто не может его преодолеть, как никто не может преодолеть смерть, пока не узнает Христа, Который дает нам истинную жизнь в смирении.
Будем сегодня размышлять и молиться о том, чтобы Господь дал нам истинное основание нашей правды на земле и в вечности. Он принял Святое Крещение, преклонил Свою главу под руку Иоанна, чтобы уничтожить вечное несчастье человека, отказавшегося преклонить свою главу под руку Божию.
И снова остановимся перед тем, что звучит в Евангелии на всенощной — перед тайною, когда сотрясаются небеса, видя смирение Христово. Когда Господь пришел на землю, стал, как один из нас, был положен Младенцем во хлеву рядом с животными, тогда отверзлись небеса, и явился Ангел со множеством воинства небесного, возвещая спасение всем людям и славу Богу. И то же самое происходит сегодня: Господь сходит во Иордан, отверзаются небеса, и мы видим Духа Святого видимым образом. И слышим Отца Небесного, возглашающего о Том, Кто преклоняет Свою главу под руку Иоанна: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17). Точно так же всегда происходит с нами. По мере того, как мы смиряемся на самом деле — научаемся мы жить по правде, и открывается нам небо и слава Божия.
Вот какой праздник совершает сегодня Церковь Христова, вот какую воду мы сегодня почерпаем и вкушаем. Вот о каком крещении напоминает нам Дух Святой, вот каким помазанием мы все помазаны — для того, чтобы жить среди людей и исполнять служение правды для Господа.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий