«Что скажут люди?»
Неделя о Закхее
Снова мы видим этого человека: такого смешного, неуклюжего, презираемого всеми, потому что он сотрудничает с оккупантами. Он жаден, изворотлив и хитер. Так о нем думают все.
Когда через Иерихон проходит Христос, Закхей желает увидеть Его, но не в состоянии сделать этого, потому что огромная толпа отделяет его от знаменитого Учителя, а он слишком мал ростом. Рискуя еще раз оказаться посмешищем в глазах людей, которые его ненавидят и презирают, он бежит, обгоняя всех, забегает вперед и залезает на дерево. Когда Христос проходит мимо этого дерева, Он поднимает глаза и, увидев этого презираемого всеми начальника сборщиков налогов, говорит, обращаясь к нему по имени: «Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19, 5). И все приходят в недоумение, говоря: «Как же так? К такому негодному человеку Он хочет войти в дом?» Почему же Христос вошел к этому человеку? Потому что Закхей очень хотел увидеть Христа. И каждому из нас нужно понять, что без встречи с Богом у нас не может быть жизни.
«Что скажут люди?» Оказывается, эти слова могут определять жизнь большинства людей. Страх и тщеславие, которые властвуют над ними, определяют их судьбы. Страх оказаться смешным и осужденным мешает многим сделать истинный выбор. Этот страх может быть очень большим, как в советские времена, когда страшно было быть «не как все». Надо было сливаться в известном «коллективизме», стирающем единственные и неповторимые черты личности. Так и в нынешние времена: кто уже приучен к страху, тот боится не быть «как все». Если когда-то надо было отречься от Бога, чтобы не выделяться, то теперь нужно отречься уже от своего человеческого достоинства и приобщиться безумию вседозволенности, которое все больше охватывает мир.
Сегодня требуется мужество, чтобы и в главном, и в мелочах отличаться от толпы. Для этого нам надо понять, что голос совести важнее, чем все, что говорят о нас. Особенно те, кого мы не уважаем и, может быть, даже презираем, но все-таки боимся, потому что их мнение определяет многое, иногда кажется, почти все. Если у нас хватит мужества встать перед лицом совести — перед той внутренней правдой, которая открыта для нас, — тогда многое начнет изменяться. Если будет у нас хотя бы желание узнать, что это за Человек (ведь Закхей не знал, что Христос — это Бог, он думал, что это человек, который говорит только правду), — тогда в нас появятся силы, чтобы преодолеть страх и трусость, наше позорное тщеславие и боязнь быть отверженными другими людьми. И тогда Господь поднимет нас из нашего униженного состояния.
Но Он поднимет нас, только когда мы осознаем, что есть такая высота, с которой мы можем приблизиться к Богу и увидеть Его. Это Церковь Христова, где совершается молитва в Духе Святом. Это слово Божие, которым говорит Сама Истина — Христос. Это таинства церковные, в которых мы можем узнавать любовь Христову.
Закхей был физически мал ростом. А мы все очень малы ростом духовно. Мы очень малодушны. Как мы читаем слово Божие? Как будто мы слышали его уже тысячу раз. Нам это не интересно. А то, что Сам Господь говорит через это слово, мы не слышим. Как мы стоим на молитве? С трудом преодолевая усталость и сонливость, думая о чем-то другом. Как причащаемся Святых Христовых Таин?
Мы очень малы ростом. Мы очень слабы, бедны и нищи. Но если мы будем стремиться подняться на высоту Церкви, на высоту слова Божия, то Господь увидит нас. Он смотрит на нас, и приближается к нам. Он как бы говорит нам: «Сойди с этой высоты, которой ты так старался достигнуть, и войди к себе, потому что Я хочу быть у тебя в доме». Господь хочет войти к нам в дом, чтобы все внешнее для нас внезапно освятилось истинным значением, и мы узнали, что Господь пребывает с нами. И тогда все наши сомнения сразу исчезнут, и все вопросы, которые мучают нас, сразу разрешатся. И мы сможем сказать: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19, 8).
Надо, чтобы мы поняли смысл нашей жизни, чтобы мы стали на самом деле христианами. Не теми смутно верующими людьми, какими мы часто бываем, а христианами, духовно малыми ростом, но сумевшими подняться и увидеть Христа.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий