О гонениях внутри Церкви. Иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Священномученика Владимира. Святителя Григория Богослова
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Поздравляем всех с праздником!
Сегодня праздник иконы Божией Матери «Утоли моя печали», память священномученика Владимира — первомученика среди новых мучеников Российских, и память святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского.
Вчера мы говорили с вами о том, что печаль, поражающая наши души страданием Христовым и печалью Божией Матери, Которой оружие прошло Душу, обращается, как исповедует Святая Церковь, нам в радость. Этих печалей избежать невозможно, потому что мир, который ненавидит Господа, по слову Христову, ненавидит и нас. Но они могут проистекать и из-за нашей собственной греховности, из-за нашей причастности миру, и из-за того, что мир все более вторгается в самую Церковь. С самого начала истории христианства были гонения на Церковь со стороны мира, иудейского и языческого. В течение почти трехсот лет не прекращались попытки сокрушить, уничтожить Церковь Христову, так чтобы и следа ее не осталось на земле. Были и попытки разрушить Церковь изнутри путем вторжения в нее самого мира. И всякий раз тот, кто должен был сохранить верность Христу, призван был, на самом деле, заплатить за эту верность своею жизнью, как Христос до конца заплатил за нас всею Своею жизнью и Своею любовью.
Так и мы всей нашей жизнью и верностью Христу должны засвидетельствовать, что причастны Христовой любви и отвечаем на эту любовь. После того, как мир был сокрушен верностью тех, кто Христовы (то есть силою Христовой), и Церковь восторжествовала над иудейским и языческим миром, этот мир, проникнув в Церковь, не переставал совершать вражду, смятение, разделение и гонение на тех, кто Христовы истинно, а не только по имени христиане.
Так было всегда. Так было со святителем Григорием Богословом и со священномучеником Владимиром. Святитель Григорий Богослов, который жил в IV веке, претерпел много клевет и вражды. Вражды не со стороны внешних врагов, а со стороны именно тех, кто был внутри Церкви. Самое страшное предательство, которое ожидало святителя Григория в конце концов, произошло со стороны того, кто называл себя его духовным учеником. Имя его вошло в историю Церкви как Максим-циник. Когда Церковь призвала Григория Богослова на патриаршество, Максим-циник обманом и лукавством восхитил это святительское избрание, а святитель Григорий Богослов со смирением уступил патриаршеское служение своему лицемерному ученику, сказав, что для мира и тишины церковной он уподобится пророку Ионе. Лучше он будет выброшенным с церковного корабля, лишь бы не было на нем никакой бури.
Мы помним, что и священномученик Владимир претерпел гонения со стороны тех, кто был в Церкви. Со стороны некоего архиепископа Алексия, которому постоянную поддержку оказывали темные силы в лице так называемого «старца» Распутина, а также — со стороны монашествующих Лавры, распропагандированных большевиками и указавших им место нахождения Владыки накануне его убийства. Претерпел гонения митрополит Владимир и со стороны начинающего поднимать голову украинского неообновленчества, для которого мирские ценности были дороже ценностей вечных. Все страдания священномученика Владимира связаны именно с той тайной, которая происходит внутри Церкви, когда в нее проникает мир.
По этой же причине проникновения внешнего мира внутрь Церкви нечестивые ариане, которые считали себя христианами, принадлежащими Церкви, гнали святителя Афанасия Великого, который не находил себе ни места, ни покоя в течение всей своей жизни. Так гнали святого Василия Великого, угрожая ему и смертью, и муками. Так гнали святителя Иоанна Златоустого. Вся история Церкви отмечена попыткой мира сего (после того, как он потерпел поражение от Креста Христова и от верных этому Кресту) вторгнуться в Церковь и разрушить ее изнутри. Разрушить не только какими-то лжеучениями, но именно тем нечестием, тем образом жизни, который присущ самому миру. Так было и в истории западной Церкви, когда почти все европейские страны были залиты кровью, оттого что преимущество гражданской свободы утверждалось над свободой духовной.
Так произошло и с нашим Отечеством — единственным в своем роде христианским государством, когда нечестие изнутри, со стороны неообновленцев и других предателей в Церкви, стало причиною того, что вся наша страна была залита кровью мучеников и новых исповедников. Так продолжается и сейчас. Так будет и дальше, и это есть закон духовной жизни.
Святой апостол Павел говорит, что все, желающие жить благочестно о Господе, будут гонимы, а нечестивые будут преуспевать и развращаться, вводя других в развращение, и путь их для многих станет соблазном. Вот это — та печаль, которая пронзает сердце Божией Матери и каждого, кто задумывается о путях Церкви и о путях человечества. Те, кто исповедуют подлинное христианство, всегда будут этим миром ненавидимы, преследуемы им и гонимы. А те, кто носят имя христианина только по имени и хорошо вписываются в то, что совершает этот мир, будут преуспевать. Для них христианство и Церковь — всего лишь замечательный узор, украшающий все нечестие, происходящее в мире. Об этом предупреждает нас святой апостол Павел.
Мы празднуем сегодня память святых и печаль Божией Матери для того, чтобы задуматься: «Где мы? В какой степени мир проникает в нас, в нашу душу? Какими грехами мы становимся родными этому миру? Какими грехами мы становимся гонителями Христа и всей Христовой Церкви?» Слишком очевидно, в каких новых обстоятельствах это может вдруг неожиданно раскрыться. Где мы окажемся? Среди тех, кто гонимы, или среди тех, кто гонители Церкви Христовой?
«Не будем страшиться никаких гонений», — говорят нам сегодня святые отцы-мученики и исповедники Христовы. Сам Господь говорит нам, чтобы мы ничего не боялись в этом мире, а страшились только одного единственного: оказаться в числе тех, кто с миром. С миром, которого мы не должны любить. Мы не должны с вами любить этот мир и то, что в мире, потому что все, что в нем есть, — похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Господь говорит нам: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33). Дай нам Господь милосердный и Матерь Божия, Которая на иконе «Утоли моя печали» изображена как бы склоненной, слушающей все наши скорби, печали и молитвы, чтобы они помогли нам быть Христовыми не по имени только. Аминь.
Божественная Литургия 7 февраля 1996 года
Добавить комментарий