Праздник богословия

Три Святителя

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого — праздник богословия, в песнопениях которого мы непрестанно слышим, как трое святителей призывают в своих молитвах Пресвятую Троицу. Подобно тому как три ипостаси во Едином естестве — Бог наш, так и тайной Воплощения Сына Божия Церковь становится единою природой со множеством ипостасей: как единство в истине и любви, которое совершается даром Божиим роду человеческому. Этой тайне учат нас святители, имеющие особое, как говорит апостол Павел, призвание в служении Церкви — учительское.

В этот день мы должны особенно осознать важность для нашей духовной жизни истинного исповедания веры. Как говорят наши святители, дела добрые без догматов ничто. И исповедание догматов без наших дел тоже не имеет значения. Каждый из нас крещен во имя Пресвятой Троицы — «во имя Отца и Сына и Святаго Духа». За Божественной литургией мы исповедуем Символ нашей веры, прежде чем вступить во Святое Святых — в Божественную Евхаристию. И прежде чем приобщиться Святых Христовых Таин, мы вместе с апостолом Петром исповедуем Иисуса Христа Сыном Божиим — то, что не плоть и кровь открывает человеку, а Отец Небесный.

Это ключ к пониманию подвига святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Их учительство сопряжено с их святостью, с приобщенностью Тому, Кто Един Свят. И без этого хотя бы малого прикосновения к новой жизни, без видения Бога человек не может богословствовать.

«Совершенный человек, — свидетельствует преподобный Силуан Афонский, — ничего не говорит от себя, а только то, что говорит через него Бог». Тайна богословия — в том, что человек говорит не то, что он слышал от других людей, а то, что по милости Божией он познал в своем личном духовном опыте. В конце концов, только именно такое богословие приемлется истинным. Но путь к нему — вся наша жизнь в послушании Церкви, в устремленности к богооткровенным тайнам, которые Духом Святым даны людям, больше нас молившимся Богу и несравненно больше нас жившим по слову Его.

Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст — это святители, которые молятся Богу и сами составляют Ему молитвы и службы. Не потому что они владеют каким-то особенным даром слова (хотя он действительно есть у них), а потому что Господь освящает этот дар и направляет на высшее служение. Они сами составители Божественной литургии, и это видение Живого Бога преподают нам. Это их стояние на страже истины и отражение всех лжеучений, посягающих на святость веры. И всем, кто в Церкви, точно так же необходимы молитва и слово Божие, в которых заключена полнота исповедания нашей веры.

Разрешая самые сложные вопросы духовной жизни, святители отвечают на них простым цитированием Священного Писания. Святой Иоанн Златоуст на угрозы, что будет сослан за открытое исповедание веры, отвечает: «Господня земля, и что наполняет ее» (Пс. 23, 1). На угрозы, что у него отнимут имущество, святитель говорит: «Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него» (1 Тим. 6, 7). Когда угрожают ему смертью, он отвечает: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп. 1, 21) — эти слова апостола Павла становятся его собственными словами. У святого Василия Великого есть поучительные наставления в вопросах и ответах, которые составлены только из Священного Писания — ни одного слова собственного комментария.

На такой глубине слова жили эти люди. Они жили словом Божиим, и Слово Божие говорило через них. «Золотые уста» — свидетельствует Церковь. На самом деле это уста, через которые говорит Бог. Святые отцы учат нас: «Золото приняли, золото и передайте другим». Мы все приняли золото, то есть православную веру, и другим должны передать то, что приняли. Поэтому ответственность за дар, который мы имеем в Церкви, лежит на всех нас.

Всматриваясь в подвиг святителей, мы не можем не изумляться, как богословие питает их молитву, и молитва является продолжением их богословия. Точно так же, как части Священного Писания (возьмите, скажем, Псалтирь — это часть Священного Писания)  переходят одно в другое. Как молитва святого Иоанникия Великого «упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый», которою он сопровождал чтение Псалтири, была для него естественным выражением сути ее. Так у богословов-святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого их молитва, их богословие соединяются друг с другом, питают друг друга.

Для нас радостно видеть, что истинное богословие исполнено поэзией высшей красоты. Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст обладали особым даром слова. Мы читаем стихи Григория Богослова и понимаем, что это — созерцание высшей красоты, не тварной, а Божественной. Мы слышим слово святого Иоанна Златоустого на Пасху — поистине сверхчеловеческое слово. Именно то слово, которое Господь дал ему в самый святейший для каждого христианина момент, чтобы обращаться с этим словом ко всему человечеству до скончания мира — когда открывается самое главное, что должно знать: что Христос Воскрес! А тайные молитвы за литургией святого Василия Великого его предстательством приобщают нас особенным образом непостижимой Божественной благодати. Сила и красота этого слова выше, чем все, что знает любое искусство, любые шедевры, любые достижения человечества в слове.

Богословие, связанное с Богом, должно быть огненным, вдохновенным, исполненным живой силы. В Символе веры мы исповедуем Бога-Отца Творцом неба и земли. На греческом языке слово «творец» значит «пиит» — поэт неба и земли, — и это напоминает нам об особой вдохновенной красоте творения мира, которую Бог даровал нам. Мы говорим, что иконопись — это богословие в красках. В настоящем богословии живописный дар — это не просто обозначение каких-то истин, но — красота, исходящая от Творца неба и земли, от Духа Святого. Божественная правда и любовь дышат в этом богословии.

Очень опасно мертвое богословие. Оно является причиной многих катастроф в Церкви и всего человечества, когда вера исповедуется одними только устами, и люди перестают уже воспринимать ее как самую живую жизнь. При этом совершается клевета на дар Божий. В исповедании истины никому не следует гоняться за какой-либо красотой, потому что в том, что не ложь, уже всегда поэзия. Сама правда — это красота. Но она должна исходить из нашей жизни, из нашего стояния за истину. Вот существенный признак подлинности вдохновения, связанного с Богом.

Когда придет антихрист, он поразит всех своим ложным вдохновением. Как говорит святой апостол Иаков, «язык — огонь, прикраса неправды» (Иак. 3, 6). Слово может быть вдохновенным и ярким, и мы знаем, что антихрист привлечет великое множество людей пустым словом, делая зло привлекательным.

Обратим внимание и на то, что одним из внешних признаков неложности слова является его трезвенность. Есть сокровенная мера, определяющая тайну красоты. Слово, исполненное внутреннего знания, ясно видит все, что происходит вокруг, и это существенный признак того, что оно не ложное. Неслучайно все три святителя много заботились о внешнем церковном устроении. Во всех внешних событиях Церкви они принимали участие: в устроении монашеского жития, в написании уставов, в церковном строительстве. Это один из признаков подлинного слова, а не ложного, потому что внешнее не может упраздняться там, где есть внутреннее, а наоборот, раскрывается в истинном свете. И малое не становится незначительным, оттого что есть великое, но обретает свое значение. Только верный в малом верен Господу и в большем.

В наши дни, когда столько неверия и лжеверия вокруг нас, когда нечестие во внешнем мире (и даже в мире церковном) является все более наступательным на истину, будем молиться святителям Христовым, чтобы они дали нам свою помощь, в которой мы так нуждаемся. Чтобы ложный экуменизм как попытка соединить истину с ложью, не разделяя их, и все то отступничество в вере, которое является одним из главных признаков торжества отца лжи и явлением антихриста, никогда не проникло в нашу Церковь. Чтобы врата адовы не смогли победить ее, потому что с нами святые отцы, с нами их святая вера, нам принадлежащая, с нами тысячи святых, которые кровью своей запечатлели исповедание Православия.

Мы должны быть достойными веры этих великих святых. Надо, чтобы каждому из нас было дано узнать лично в этот праздник, прославляющий богомыслие, ведущее к боговедению, что мы призваны исполнить самую главную заповедь — возлюбить Бога не только всею сердцем, не только всею крепостию своею, но и всем разумением своим.

Протоиерей Александр Шаргунов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.