Слово в праздник Сретения Господня
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Праздник Сретения — это встреча с Богом, и вся наша жизнь должна быть предпразднством этого праздника.
Вчера, в день памяти святого мученика Трифона, в нашем храме за всенощной была изнесена чудотворная икона святого мученика Трифона с частицей его мощей. У всех, кто молился, было какое-то особенное чувство того, что святой мученик Трифон входит в наш храм, присутствуя в нем вместе с нами, и эта встреча состоится всякий раз снова, когда мы будем сюда приходить, потому что душа его нераздельна с плотью, присутствующей здесь частицей мощей. Все это — в тайне Воскресения, и предпразднество Сретения Господня, которое было вчера, именно приглашение всем нам задуматься о смысле нашей жизни, о том, чтобы она была ожиданием встречи с Господом.
Именно Сретение Господне, то есть встреча с Господом, произошла у святого праведного Симеона, когда он с ликованием встретил свой последний час, являющийся для людей самым страшным, и воспел бессмертную песнь человечества: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей. Свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля». Святой праведный Симеон жил в Иерусалиме, и ему было обещано Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. В Духе Святом пришел он в храм на сороковой день рождения Богомладенца, когда по ветхозаветному обряду сюда приносился младенец мужского пола для посвящения его Богу.
Ожиданию того, что обещал Симеону Господь, предшествовала очень долгая жизнь праведника. Прежде, чем состоялась эта евангельская встреча праведного Симеона с Богом, прошли многие годы и десятилетия. Наступила глубокая старость, но жизнь все еще чудесно длилась. Снова шли десятилетия и годы… Но праведный Симеон так ждал исполнения того, что обещал ему Господь, так жил ожиданием встречи со Христом, что именно этим ожиданием преодолевал смерть. Мы говорим, что нет больше благодати, чем умереть за Христа, и, наверное, можно сказать, что святой Симеон так углублялся в размышления о тайне встречи с Богом, так молился Господу, что жизнь его стала отдачею, которая раскрывается уже в смерти за Христа, за Которого и умер святой праведник. И здесь нам раскрывается смысл жизни каждого человека, который заключается в том, что мы должны жить для встречи с Господом.
Мы должны жить для того, чтобы увидеть Христа, но не так, как мы хотим, а как Бог благоволит. Не так, как нам самим иногда хочется, но чтобы Господь открылся нам Своею благодатью. Часто этой встречи с Богом люди ищут через ложную духовность, без смиренного ожидания, без верности Христу. Но может быть и так, что Господь хочет открыть нам Свою благодать только в последний час, когда мы уже готовимся к исходу из этого мира. И она должна открыться нам прежде, чем наступит наша смерть, потому что многие святые говорят, что если мы до смерти в этой жизни не встретим Христа, то в жизни будущей нам этой встречи не видать. Мы будем в том мраке, где нет света Христова.
Много людей было в Иерусалимском храме, когда Божия Матерь принесла туда Своего Младенца, но никто из присутствующих, кроме святого праведного Симеона и Анны Пророчицы, не увидел в этом Младенце Бога. Будем молить Господа научить нас жить, углубляясь в тайны жизни, и всегда помнить о том, ради чего мы живем. Встречи, которые Господь дает нам с Собою через других людей, особенно когда у них страдания и беды; встречи, которые Он открывает нам через наши собственные скорби, через Свое слово и через таинство приобщения Его Пречистому Телу и Крови, должны стать для нас раскрытием тайны смысла нашей жизни и приближением нашей последней встречи с Господом.
Будем молить Бога о том, чтобы вся наша земная жизнь наполнилась этим смыслом. Чтобы старение и увядание, которые являются естественным уделом для всех людей, не пугали нас, и мы видели, что старость дается человеку для того, чтобы его душа достигла дивной зрелости. Чтобы мы увидели, что наше старение, на самом деле, — это рост и подъем до того мига, когда нам откроется свет Христов, и мы сможем с благодарностью, изумлением и доверием ко Господу воспеть песнь праведного Симеона: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…», потому что завершился весь путь, ради которого мы были на земле.
Будем помнить, что жизнь святого Симеона, через которого всему человечеству дано было благословение и надежда о спасении, имеет большое значение для других людей. И когда мы устраиваем нашу жизнь согласно главному ожиданию встречи с Богом, то нам открывается, что через нас Господь может много дать другим людям, находящимся рядом с нами, и, в конце концов, всему народу.
Высшее благо, о котором мы должны всегда молиться, это не просто избавление нашего народа от внешних, исторических бед. Мы должны молиться, чтобы ему дано было бесконечно большее. А что может быть бесконечно большее, чем то, когда Сам Бог приходит к Своему народу, как некогда Он пришел к израильскому народу, Им избранному? И это приближающееся пришествие Бога народу, верному Ему, есть Второе, славное и светлое, спасительное Его Пришествие.
Оно да будет соединено в нашей жизни с ожиданием часа нашего исхода отсюда, когда нет уже у нас неизвестности и страха перед тем, что с нами произойдет, а есть мир, о котором воспевает святой праведный Симеон. Мир, всякий ум превосходящий, — такой, какой может дать только Один Христос, и есть свет, который озаряет все, и есть радость, которая наполняет собою все наше естество. Есть встреча Бога с человеком и человека с человеком в Господе, в жизни вечной. Аминь.
Всенощное бдение 14 февраля 1996 года
Добавить комментарий