Слово в праздник Сретения Господня
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Поздравляем всех с праздником! Сегодняшний праздник — это праздник встречи человека с Богом. Весь смысл нашей жизни состоит в том, чтобы увидеть Христа прежде нашей смерти и так к этому стремиться, как стремился святой праведный Симеон, которому открылась тайна жизни и смерти в явлении Богомладенца — тайна того, что Бог должен принять нашу смерть.
Эту страшную весть возвещает людям целомудренная Анна Пророчица, которая говорит, что пришедший в мир Младенец Христос примет смерть для того, чтобы дать нам жизнь. Дать нам Свою жизнь для того, чтобы мы тоже были способны отдать Ему самих себя всею своею жизнью и даже смертью, так же, как Он до смерти отдает нам всего Себя. И это есть Сретение Господне, то есть наша встреча с Богом. Потому этот праздник и возвещает нам пророчество о том, что «…се, лежит Сей на падение и на восстание многих…» (Лк. 2, 34). И к Божией Матери обращены слова о том, что Ей «…Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 35).
Встреча с Богом неминуема для каждого человека, и она происходит здесь, на земле, прежде чем будет другая встреча — последняя и вечная. Все решается в жизни каждого человека в зависимости от того, как он относится ко Христу, и здесь не может быть никакой середины: или мы со Христом Богом, или против Него. Это раскрылось тогда, когда Господь был вознесен на Крест, и раскрывается далее во всей истории человечества. Это раскроется и тогда, когда Господь явится в последнем Своем сретении с тем, чтобы судить весь мир, и с тем, чтобы одни были всегда с Ним, а другие отвержены от Него. И здесь нет и не может быть никакой середины.
Великое множество людей из грешных становятся святыми. И доныне совершается это чудо, когда слепые прозревают, глухие слышат, прокаженные очищаются, а нищие благовествуют. Эта тайна, когда Христос для многих является камнем преткновения и соблазна, о который претыкаются и падают, совершается и доныне. И никто не может сказать, что он способен как-то обойти этот камень преткновения. Либо это должен стать камень, на котором созидается вечная жизнь, либо это будет камень, о который человек преткнется и, упав, разобьется.
Ни одному человеку невозможно быть нейтральным по отношению ко Христу, какие бы знания о Нем имел или не имел этот человек. Можно до времени только, только лишь до времени как бы не участвовать в том, что совершилось со Христом и совершается до последнего Его часа, до Второго и славного Пришествия Христова. Но наступает время, когда наше молчание становится участием в беззаконии и преступлении. Вот об этом говорит нам сегодня праздник Сретения. И люди, которые как будто бы вне Церкви, которые как будто бы даже не знают Христа и знать не хотят, на самом деле участвуют во встрече с Ним.
Очень страшно сегодня быть равнодушным человеком, потому что безразличие и бесчувственность потворствуют беззаконию, которое все больше раскрывается в истории человечества. Именно по причине равнодушия существуют в мире самые жестокие тирании, которые всегда опираются на человеческое безразличие, и все силы их — в этом. Если бы люди не были равнодушны и бесчувственны, то, конечно, эта власть никогда не устояла бы в своей жестокости.
Но самое ужасное — то, что происходит с душою человека, который хочет как бы избежать встречи со Христом. Такой человек становится равнодушным к своей собственной жизни и смерти, оттого что он не хочет видеть, что на его глазах совершается какое-либо беззаконие, оттого что он равнодушен к чужой жизни и смерти, за которой всегда стоит жизнь и смерть Христова. Эти люди живут так, как будто бы они и не живут и как будто жизнь не касается их, или, вернее сказать, они не прикасаются к жизни.
Мы говорим о том, что в этой жизни, еще до того, как придет смерть, каждый человек, подобно праведному Симеону, призван увидеть Христа. И в этом единственный смысл жизни каждого человека. Но, может быть, самое страшное — то, когда человек в этой еще жизни через свое собственное равнодушие умирает второй смертью, как говорит нам Апокалипсис, прежде чем придет его телесная смерть. Душа его становится мертвою, бесчувственной к добру и злу, так что он умирает смертью вечною — той смертью, которой наказываются люди за самые страшные и нераскаянные грехи.
Все это происходит на протяжении всей истории человечества в каждом народе. В нашем народе это было совсем недавно, когда Христос явился в Церкви Своей на восстание миллионов — в славе мученичества; и на падение миллионов — в их отречении от веры. И сегодня, когда во всем человеческом роде культивируются безумное беззаконие и безнравственность, выбор между добром и злом становится еще более обозначенным, а напряжение сил зла вокруг каждого христианина достигает предела. Так дорого, так важно именно сегодня устоять христианину. Дороже, чем когда бы то ни было, оттого что зло раскрывается сегодня во всей своей полноте. Мы должны устоять. Мы должны устоять в верности Христу. Только представьте себе, что зло настолько велико, а мы настолько немощны, что никто не устоит! Церковь Христова перестанет тогда существовать, и не состоится этого сретения, этой встречи всего человечества с Богом.
Сегодняшний праздник говорит о том, что Господь зовет всех нас встать на сторону Христа там, где идет Его битва со злом и диаволом. И Церковь радостно возвещает нам устами праведного Симеона, что спасение открывается пред лицем всех людей. Но спасутся только те, кто сохранят Ему верность, особенно во времена, когда все делается для того, чтобы никто не устоял.
Мы молимся Господу и Божией Матери о том, чтобы всем людям был дан этот дар — хранить верность Богу до конца и ждать встречи с Ним. И Божия Матерь посреди праздника Сретения молится за всех нас, чтобы Господь совершил это чудо. Как писал в годы недавних гонений один священномученик: «К Тебе, Пречистой Матери Божией, мы молитву нашу за себя и за всех приносим. Тебе душу проходит оружие — Крест, с тем, чтобы открылась чистота Твоей души и помышления наших грешных сердец».
Чистота души — это любовь к немощным людям, когда они падают. Какими скорбями, какими страданиями предстоит нам и всем тем людям, которых любит Господь и за которых заступается Божия Матерь, прийти к покаянию, к чуду восстания от падения! Но какими бы ни были эти скорби, дай нам Господь одного только желать для себя и для всех людей: чтобы через них углублялась наша жизнь, и мы приближались к встрече с Богом. И даже сама смерть, какая бы она ни была нам дана, явилась совершенным откровением этой радостной встречи. Аминь.
Божественная Литургия 15 февраля 1996 года
Добавить комментарий