Время Божия посещения
Слово в Вербное воскресенье
Мы приветствуем сегодня со всеми, кто был тогда в Иерусалиме, со всем человечеством, Господа, идущего на смерть нашего ради спасения.
Что может быть страшнее смерти? Нам легко представить себя на месте Лазаря четверодневного, потому что каждому из нас уготована смерть. Но какими бы ни стали мы — четверодневными или тысячедневными, — Господь идет избавить нас от смерти. От разрушения, которое касается глубин нашего существования. От всякого греха, с тем чтобы дать нам нетленную вечную жизнь Самого Бога.
Постараемся ничего не перепутать в этом событии и увидеть, насколько страшен грех в роде человеческом. Господь совершает величайшее чудо — воскрешение мертвого, уже распадающегося человека, и за это князи иудейские замышляют убить Его. Они, очевидно, плохо понимают в своем помрачении, о чем идет речь. Одно-единственное их заботит — что слишком велико волнение народное. Как бы римские оккупационные власти, которые обычно снисходительно относятся ко всяким религиозным отправлениям иудеев, не увидели в этих толпах возмутителей общественного спокойствия и не стали железной рукой наводить в городе порядок. И один из них, будучи первосвященником на тот год, сказал, что надо убить Христа, иначе придут римляне и овладеют местом сим, и лишат их власти.
Если бы они приняли Христа, все было бы иначе с этим народом. Удивительное дело — те самые шаги, что они предприняли, чтобы спасти народ, послужили его гибели. Это произошло очень скоро — в семидесятом году по Рождестве Христовом. Не вынося более жестоковыйного упрямства иудеев, римляне окружили Иерусалим, оставили от него только груду развалин и распахали место, где находился Храм.
Так всегда бывает в истории, так было и с нашим народом. В революцию 1917 года не все же хотели во что бы то ни стало уничтожить Россию. Многие искренне полагали, что надо улучшить жизнь народа, направить все силы на земное строительство. И потому разрушали храмы, убивали священников и всех верующих во Христа. Для них это были бесполезные люди, которые только отвлекают от важного дела, в то время как задачи совершенно ясны. В результате произошло такое разрушение нашего Отечества, такое падение народа, которое доныне не может остановиться. И до тех пор, пока мы не поймем, в чем наша крепость, пока не примем Христа, за нас жизнь Свою полагающего, так будет продолжаться.
Ликование народное окружает идущего на смерть Христа. Израиль чает своей победы. Все надеются, что Он доведет до конца то, к чему они стремятся. А Господь глядит, как радуются эти люди, и плачет. Почему Он плачет? Это самый великий день в истории Иерусалима, открывающий ему невообразимые возможности. И Господь говорит: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих». Есть вещи, от которых зависит наше настоящее и будущее. И мы должны позаботиться хорошенько узнать их. Есть время Божия посещения, когда то, что приносит Христов мир, должно быть узнано нами. Эти слова обращены ко всякому народу, ко всякому городу и к каждому человеку. Как часто мы не узнаем Божия посещения!
Один священник рассказывал, как он, еще в самом начале своего служения, во время всенощной праздника Входа Господня в Иерусалим, закончив помазание освященным елеем, вошел в алтарь, и внезапно изнутри его озарил ослепительный свет. То, о чем поется во всех ирмосах и стихирах, открылось ему как радость уже совершившейся Христовой победы. Когда дается нам щедро благодать, когда слово Божие со властью звучит в наших сердцах, когда мы узнаем, что то, чему мы причащаемся, поистине есть Тело и Кровь Христовы, — это время Божия посещения. Но не менее драгоценно знать, что когда приходят к нам беды и скорби, когда мы стоим перед выбором, как поступить — по совести или по выгоде, а в сердце нет ощутимой благодати, — с нами по-прежнему испытующий нас Господь. Он не оставляет нас Своим посещением и в этот час.
Милостив Господь! С теми, кто не узнал сегодня Божия посещения, все будет хорошо, если, в конце концов, откроются покаянием их глаза. Господь не отвергнет их в Своем винограднике и в одиннадцатый час.
Но есть среди окружающих толп Христа и такие, кто сознательно пренебрегает даром Божия посещения. Никто так не слеп, как тот, кто не хочет видеть. Грех и безумие тех, кто упорствует в презрении Божией благодати, — великое горе для Господа. И должно быть таким же для нас. Он взирает глазами, полными слез, на погибающие души, на тех, кто не хочет покаяться. Он ждет, что они обратятся и живы будут, потому что нет воли Божией, чтобы кто погиб. Иерусалим не может избегнуть своего разорения, а то, что служит к миру, сокрыто от его глаз. Мы знаем, что когда апостолы будут проповедовать Евангелие, многие в этом народе уверуют и покаются. Но духовные вожди и слишком многие закоснеют в неверии. И они по справедливости будут преданы своей слепоте и жестокосердию. Небрежение великим спасением часто приводит к осуждению народа и во времени.
Их первосвященник сказал: «Лучше одному человеку умереть за народ, чем всему народу погибнуть» (Ин. 11, 50). И он правильно сказал, правда была в его словах. Но правда — не в том смысле, в каком были сказаны эти слова, а в более великом и чудесном. Потому что Христос пришел, чтобы действительно спасти Свой народ и всех рассеянных чад Божиих собрать воедино. Так собрать воедино, как в книге «Дидахи» («Учение двенадцати апостолов»), написанной в первом веке по Рождестве Христовом, говорится о преломлении за Евхаристией Небесного Хлеба. «Подобно тому, как этот хлеб был собран воедино со многих холмов и полей, так Господь собирает народ Свой, Церковь Свою в Свое Царство». «Днесь благодать Святаго Духа нас собра», и мы должны взять свой крест и последовать за Господом. Осанна в вышних! Пока мы не примем Царство, ради которого Он пришел, не будет у нас никакой крепости и никакого единства. Оно может быть только в Господе, только в Его любви. Пока мы не отвергнем все ложные царства мира сего, которые пытаются утвердиться через отвержение Христа, будет только распад и война всех против всех.
Мы причастились сегодня Святых Христовых Таин и вступаем в Страстные дни. Дай Господь нам с крестом нашим идти туда, где откроется смысл всего, — на Голгофу. И со всею Церковью еще раз быть причастниками Тела и Крови Христовых на Тайной Вечери и в Великую Субботу, когда «Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным». И в Воскресении Христовом, когда явится Господь Славы, предваряя Страшный Свой Суд и воскресение всех мертвых, и здесь, и там находящихся в пасхальном ликовании, предвкушение которого дается уже сейчас.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий