О гибели Содома и спасении Лота
Слово на великом покаянном каноне в среду
Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского требует от нас знания Священного Писания, прежде всего Ветхого Завета. Каждое имя, каждое событие, которое упоминается в этом каноне, исполнено великой глубины. И печально, если мы ничего не знаем о них. Остановимся сейчас на одном примере, особенно близком нашему времени и известном большинству из нас. Мы слышим грозное предупреждение: «На горе спасайся, душе, якоже Лот оный, и в Сигор угонзай. Бегай запаления, о душе, бегай Содомскаго горения».
Это рассказ из книги Бытия о гибели Содома и спасении Лота. Все начинается с молитвы Авраама, который взывает ко Господу, чтобы Он не погубил праведников вместе с грешниками. Если найдется в этих городах хотя бы десять праведников, то Господь ради них пощадит эти города.
Нам открывается одна из самых страшных картин Священной истории. Небесные вестники, ангелы, приходят к Лоту. Он убеждает их остаться в его доме. Этот дом окружают жители Содома, разжигаемые противоестественной похотью, и требуют, чтобы тот вывел к ним прекрасных пришельцев. Перед нами поругание святого гостеприимства, неслыханное оскорбление ангелов. Эта мерзость противоестественной похоти определяет судьбу городов Содома и Гоморры. С гибелью этих городов, посылаемой с небес, мы видим одновременно спасение Лота с семейством, выходящего из огня. Спасаются все, кроме жены Лота, которая медлит и оглядываясь назад превращается в соляной столп. Так «вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления» (Быт. 19, 29). Это событие, как бы далеко ни отстояло оно от нас, очень близко к нашим временам. Сам Христос говорит, что последние времена будут подобными временам Лота.
Чему учит нас Покаянный канон преподобного Андрея Критского? Праведный Лот жил среди зла. Он ежедневно мучился в своей душе, видя нечестие, которое творилось вокруг. Безопасность нашей души зависит от того, насколько способна она реагировать на грех и содрогаться от мерзости греха. Всякий нормальный человек, когда он в первый раз совершает тяжкий грех, с ужасом смотрит на то, что он натворил. Но проходит время, и потрясение ослабевает. И если случится повторение этого греха, душа реагирует уже не так, потому что она утратила нечто в способности восприятия греха как ужаса. А если грех повторяется еще и еще раз, то человек постепенно начинает воспринимать его уже как обычное явление. И не ужасается.
Мы видим, что сегодня в мире есть много, чему можно ужасаться. Неслыханному развращению молодежи и детей, которое порой можно сравнить с Содомом и Гоморрой, только масштабы иные. Жестоким экспериментам над целыми народами, обрекающим их на вымирание. По существу идет небывалая война против нашей России и православия. Снова на наших глазах совершается попытка узаконивания содома — уничтожение человека в личности, в семье, в народе.
Но самая большая трагедия заключается даже не в этом. Люди привыкают к любому непотребству как к нормальному обыденному явлению. Эта опасность — не только для миллионов погибающих душ, а для тебя лично, если ты утратил способность реагировать на зло и на грех. Мы должны услышать гневное слово пророка Исаии, звучащее в наших храмах в самом начале Великого поста: «Когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу. Перестаньте делать зло; научитесь делать добро» (Ис. 1, 15—17). Ибо где равнодушие — там молчаливое одобрение зла.
И вот что самое существенное. Лот жил среди зла, и не заразился им. Он жил в Содоме, и остался верен Богу. Это напоминание каждому из нас, как мы должны жить, и как мы можем спастись. Наступает такое время, когда душа может быть сохранена от заражения грехом, только если она будет причастна благодати Божией. Это единственное противоядие тому смраду, который окружает нас в мире.
И мы не должны быть рабами среды, в которой живем. Христиане призваны видеть то, что происходит в мире, и называть вещи своими именами. Не закрывать глаза на грозящее многим гибелью зло. Мы должны быть способными сострадать каждому человеку. Но живя в мире, мы должны быть не от мира. Может наступить такое время, когда зло достигнет своего предела, и потребуется полный разрыв с той средой, в которой мы живем. Для самой этой среды будет невыносимо наше пребывание среди нее. По этой причине бывают гонения на Церковь.
Это время, согласно Писанию, неизбежно снова придет. И мы должны быть готовыми выйти из этой среды, помня пример жены Лотовой. Она замедлила, у нее не хватило мужества совершить полный разрыв с растленной средой. И потому она погибла.
В повествовании о гибели Содома и Гоморры есть одно изумительное место. Когда Лот медлил — он тоже медлил, как и жена его, — святые ангелы взяли его за руку. Бывают обстоятельства, когда само небо, сама Божественная благодать вмешивается в нашу жизнь. Господь берет нас за руку, как бы выталкивая оттуда, где мы обязательно погибнем.
Дай Бог, чтобы Великий пост был временем, в течение которого мы по милости Божией обретем хоть каплю этой благодати. Будем помнить, что для любого человека рано или поздно наступает момент, когда он должен расстаться со своим мнимым благополучием и пойти на полный разрыв с греховной средой. Только это может быть спасением для души.
Среда, в которой мы живем, может стать настолько греховной, что невозможно будет спастись в ней даже самому праведному человеку: «Если бы Господь не сократил тех дней» (Мк. 13, 20). Но Промысл Божий все совершает ради нелицемерно ищущих спасения. О, если бы дано нам было быть в числе тех недостающих в Содоме десяти праведников, которыми чудом Божиим могли бы спастись и другие!
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий