Слово в Неделю Крестопоклонную. Память сорока мучеников Севастийских
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!»
«Христос за всех умер, — говорит апостол Павел, — чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор. 5, 15). Это значит, мы посвящаем Божественной любви до смерти нашего Спасителя всю нашу жизнь, принося Его славе все, что имеем: все наши победы и поражения, труды и поступки, все мысли и желания. Наш Божественный Искупитель распростерт на Кресте. Как говорят святые отцы, Его Тело не было пронзено копием ненависти, но — копием любви. Да, ненавистью всей преисподней, грехами всего мира, нашим с вами злом, но, прежде всего, Его любовью к нам. Он не был бы здесь, если бы Его любовь не была до смерти. Он умер от любви к нам, любви более скорбной, чем сама смерть.
Приидите, поклонимся и припадем Ему вместе с мучениками, память которых совершает поклонением Кресту Христову Церковь, с теми, кто захотел с Ним умереть по любви к Нему. Перед лицом современных сатанинских идеологий растления и насилия, как недавно перед лицом идеологии коммунистического воинствующего безбожия, Церковь вопрошает нас, готовы ли мы с полной убежденностью и сознательностью повторить слова святых мучеников: «Мы предпочитаем умереть за Христа какою угодно смертью, нежели отречься от Него и от правды Его» — слова, которые будут звучать до конца мира, проникая до глубины окаменевших сердец. Слова, от которых делаются подлинными все другие святые слова. Слова, которые никакие толкования не могут смягчить; никакие комментарии — подделать; никакая цензура — поставить им фильтр; никакой перевод — исказить. Всем людям, без исключения, они должны быть понятны.
Господь говорит, что если кто хочет быть Его учеником, тот пусть возьмет свой крест и следует за Ним. И мы понимаем, что Господь хочет подготовить нас к мученичеству. Призывать к поклонению Кресту Христову — значит призывать к мученичеству. Но если Сам Господь посылает нас, какое значение имеют все скорби и смерть! Самое главное — быть всегда верным Ему.
В этот день мы снова размышляем о нашей России, которая является, может быть, самой прекрасной в мире страной после Святой Земли, прежде всего потому, что она напоена кровью стольких мучеников. Как прославляет Церковь этих святых, как украшается ими, как зовет она нас быть в общении с ними!
Сорок мучеников Севастийских и сорок миллионов новых мучеников Российских нам говорят: «Многие из вас боятся мученичества. И это естественно. Господь никогда не дает испытаний, которые мы не сможем перенести. Сила благодати и сила Духа в кресте, посылаемом Господом, всегда больше, чем сила страданий. Надо исполниться доверия к Господу, только бы крест наш был глубоко укоренен в Кресте Его».
В молитве к новым мученикам и исповедникам Российским есть размышление о том, как в юности, читая о древних страстотерпцах, новомученики «в сердце своем помыслиша, колико доброхвально есть таковым подражати». Как бы глядя на происходящее вокруг, Церковь взывает к ним: «А поскольку на всякое время возможно есть найти на ны испытаниям нечаянным, испросите нам от Господа мужества дар, толико благопотребный в жизни нашей».
Как случилось, что один из воинов Севастийских убежал из воды смерти и славы, а другой побежал в эту воду? Какой урок дает мне этот смелый мученик-воин, указу перстом на мой грех, на мою трусость, на мое желание тепла и покоя, на мое недостоинство называться христианином? Эту тайну должен услышать даже глухой: смелыми бывают, когда любят. В одно мгновение может наше сердце уязвиться Христовою любовью, но мы не смеем на это безрассудно рассчитывать. Надо заранее, до времени гонений, до того, как придут огненные испытания, так жить и молиться, чтобы обрести хоть каплю этой любви. Хоть каплю любви ко Господу. И постом, и молитвою, и принятием многих скорбей, верностью заповедям Господним Церковь учит укреплять наши души. Да, надо неповерхностно и нелицемерно молиться в ожидании грядущих событий, потому что совсем нелегко их будет пережить.
Велико зло, в котором сегодня находится мир. Сорока миллионов новых мучеников Российских оказалось, как видно, недостаточно для возрождения России, хотя для многих, благодаря им, открылось небо, так что они устремились к воде крещения. Но зло, по пророческому слову святого Царя-мученика Николая, становится все сильней. Потребуется ли новое поколение мучеников, чтобы родилось новое поколение любви? Никто из нас не может быть уверенным, что Бог сподобит его такой высокой участи — стать мучеником времени кончины мира. Но мы должны жить так, как если бы Господь готовил нас к этому.
Бери крест свой на каждый день, каждодневную твою жизнь отдавай с сердцем мученика Богу и людям. Наступает время, когда для того, чтобы противостоять сатанинским соблазнам и отказаться от принесения жертв новым идолам требуется мужество, равное тому, которое проявляли христиане во времена открытых гонений.
Господь говорит: «Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей…» (Откр. 2, 13). Весь вопрос в том, как стяжать благодать умереть за Христа, Который умер за нас. Благодать умереть за Него, чтобы засвидетельствовать миру, что Он воскрес. Аминь.
Протоиерей Александр Шаргунов
1998 год
Добавить комментарий