«И толико сущим, не проторжеся мрежа»
Слово в Неделю 7-ю по Пасхе
Сегодня воскресенье, посвященное памяти святых отцов I Вселенского Собора. Мы должны услышать предупреждение святой Церкви, что исповедание подлинной веры дается нам по благодати Божией. Это выше всякого ума, выше самых великих способностей человека. О Боге мы можем знать только то, что Сам Бог открывает о Себе. То, что Он открывает Своей Церкви, то, что Церковь всегда свято хранит. Мы призваны к тому, чтобы в послушании тайнам веры и заповедям Христовым это богооткровенное знание Церкви стало нашим личным знанием. Чтобы мы пребывали в Церкви, которую Господь стяжал Своей честной Кровью, и не внешне только принадлежали к ней. Чтобы мы верили в то, что Господь сильнее всего, какие бы испытания и скорби ни посещали нас.
Вчера за всенощной мы слышали слово Евангелия о тайне Церкви. Воскресший Христос является Своим ученикам на озере Тивериадском. Всю ночь они напрасно трудились в ловле рыб, и Господь повелевает им забросить сеть по правую сторону лодки. Совершается великий улов, и называется число пойманных рыб: сто пятьдесят три. Каким зрением, не считая, сразу видят ученики число этих рыб? Почему названо это число?
Конечно, у апостола Иоанна Богослова все исполнено большего значения, чем простой земной план. Шестой час у него — час полуденного зноя, когда Господь изнемогает от жажды у колодца Иакова, и шестой час — это когда Господь был распят. Не внешним рассуждением, а благодатным видением всего, что совершается в мире, определяют святые отцы значение этого числа сто пятьдесят три.
Святой Кирилл Александрийский говорит, что это число состоит из трех чисел: сто, и пятьдесят, и три, где сто — та полнота верующих в Церкви, которые уловлены из язычников. А пятьдесят — это уверовавшие из числа иудеев. Недаром, говорит он, в Евангелии Господь называет сто как полноту жизни. О ста овцах говорит Евангелие, когда Господь оставляет девяносто девять, чтобы найти одну заблудшую. И в притче о сеятеле мы слышим о полноте жатвы, которая измеряется числом сто. А число три, говорит святитель Кирилл, есть Пресвятая Троица, освящающая все и приводящая всех ко спасению.
Блаженный Августин, молитвенно размышляя о тайне этого таинственного числа, также пытался исчислить его. В основании его он видит два числа — десять и семь. Вместе они составляют тайну соединения закона и благодати. Десять — число десяти ветхозаветных заповедей, а семь — число даров благодати Духа Святого. Если складывать, говорит он: один плюс два плюс три — и далее до семнадцати, то получится сто пятьдесят три.
Какое необычное богословие! Святая Церковь предупреждает нас, чтобы мы не дерзали заниматься разгадыванием чисел, например, числа 666 или числа 888, или какого-нибудь другого очень таинственного числа. Только через стяжание Духа Святого, через благодать можем мы постигать значение всех простых, относящихся к Богу и к тайне Богочеловека, явлений. Мы знаем, как поступил на I Вселенском Соборе святитель Спиридон Тримифунтский, желая показать, что любое слово (не только «омоусиус», единосущный), любое число, Богом данное, любой предмет — все может свидетельствовать об истинах Творца и творения, о соединении Бога с человеком, даже о тайне Пресвятой Троицы. Он взял плинфу и сказал: «Смотрите!» — и все увидели, как вверх из этой плинфы вырвалось пламя, вниз истекла вода, а в руках у него осталась глина. Этим он показал, что точно также непостижимо сохраняется одна природа, одно естество в Боге, и при этом существуют три Ипостаси.
Святитель Спиридон Тримифунтский изобразил как бы икону Бога, потому что сам был в Боге. И его проповедь на I Вселенском Соборе смогла перевернуть образ мыслей очень искусного, красноречивого, все знающего философа-язычника. Этот философ сказал, что пока приводились различные доказательства в подтверждение истин Православия, он находил против них еще более искусные аргументы, но когда заговорил этот человек, из уст его изошла некая сила, которой он не может противиться.
Пусть это будет нам напоминанием о том, как Церковь открывает тайны веры, и каким путем мы должны идти к ним. Между прочим, один из древних святых, блаженный Иероним утверждает, что это число сто пятьдесят три означает великое множество различных рыб, символизирующих все разнообразие народов, призванных в Царство Христово. Благовестие спасения обращено ко всем. Но если бы святые отцы не отстояли эту истину, если бы нечестивый Арий одолел, то ни для кого не было бы спасения. Потому что мы спасаемся только истиной. Хотя ересь Ария была обличена, она еще долго продолжала волновать Церковь. Был период, когда только святитель Афанасий Великий — в Восточной Церкви, и святитель Иларий Пиктовийский — в Западной Церкви исповедовали Православие. Сотни епископских кафедр были заняты еретиками, и почти вся Церковь стала арианской.
Не числом, не чем-то внешним, а только Духом Святым, только даром Бога открывается и хранится истина. Она всегда побеждает, даже если исповедники истины остаются в абсолютном меньшинстве. Так было, например, в VII веке, когда один простой монах, преподобный Максим Исповедник, спас всю Церковь, в то время как не только епископы, но и патриархи оказались еретиками. Господь попускает порой быть таким испытаниям, чтобы мы знали, что только от Бога принимает Церковь истину, и только в верности Богу можем мы эту истину сохранить. Что бы ни происходило, Бог всегда силен рассыпать любую, как будто уже восторжествовавшую ложь.
Такой образ Церкви являет сеть, заброшенная по слову Спасителя по правую сторону лодки. Нити Божественных учений столь драгоценны, что от них зависит судьба всех людей, всех народов, ста и пятидесяти и трех миллиардов людей. Всех когда-либо живших на земле людей. В Евангелии сказано: «И толико сущим не проторжеся мрежа». Если бы в боготканных словах святых отцов была хоть одна гнилая нить, если бы хоть одна нить порвалась, то не удержала бы эта сеть рыб, подаренных морем жизни. И никто бы не спасся.
Будем внимать этой тайне, будем со страхом Божиим исповедовать Символ нашей веры, принятый святыми отцами Вселенских Соборов. Будем молить Господа, чтобы Духом Святым, Которого Он обещал любящим Его, открывалась нам истина. Держи то, что имеешь, говорит Откровение, — золото принял, золото передай. Надо, чтобы Церковь никогда не потеряла свет Пасхи Христовой, чтобы всегда были в ней люди, верные истине даже до смерти. Таковым неложно обещает Господь венец жизни — вечное пребывание с Ним в славе Воскресения.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий