Сверх надежды
Слово на Троицкую родительскую субботу
Троицкая родительская суббота, поминовение всех усопших накануне праздника Пресвятой Троицы — день, который дает нам всем надежду, потому что Бог сотворил каждого человека не для смерти, а для жизни. И для жизни совершенной, радостной. Нет воли Божией, чтобы погиб кто-нибудь, говорит нам Писание.
Эта надежда рождается из глубокого понимания того, как обретается дар жизни. Не легкомысленная самоуверенность, что всё будет хорошо, а понимание, что это ничем не заслуженный дар. Каждый из нас может по самому себе судить, что то, что Господь предлагает, недостижимо никакими усилиями. Этот храм вечной славы, который предлагает нам Господь, — как войду я в него, если Господь Сам не введет меня туда? Надежда очень трудна, потому что она предполагает большую веру, которая действует любовью. И которая не отчаивается, хотя человек видит свои грехи и понимает, что нет ему спасения. Весь путь наш между страхом и надеждой, говорит преподобный Амвросий Оптинский. Между страхом погибнуть навеки и между надеждой, что Господь сильнее всякого зла, всякого неверия. Он, Победитель диавола и смерти, совершил эту победу ради всех людей, ради того, чтобы когда мы молимся «со святыми упокой» и среди них как бы язык не поворачивается «со святыми» включить те имена, которые умерли и не достигли, конечно, настоящего покаяния. Тем не менее мы не можем отказаться молиться за них пред Господом. Мы молимся, чтобы Господь упокоил их со святыми, потому что всё остальное, что вне Бога, вне святых — это ад, это вечная мука, это вечная тьма несветимая.
Мы молимся Господу и всем святым, чтобы они ходатайствовали за нас. Пройдя впереди нас, они дают нам надежду, что спасение возможно не только тем, кто является облаком свидетелей, неодолимо влекущим к себе всех ищущих истинной жизни и ходатайствующим за всех. Но и всем тем, кто жизнь свою завершили в подлинном покаянии. Они упокоеваются со святыми, присоединяются к этому благодатному облаку. И нас влекут к этой истинной жизни и молятся за всех, кто не может этой жизни сейчас сподобиться.
Они дают нам надежду, потому что надежда — это всегда то, что основано на прошлом и устремлено в будущее. Тот путь, который они совершили, проходит через познание одной-единственной тайны: только по дару Христа, по Его непостижимой милости сподобились они этого Царства новой жизни. Потому что я не надеюсь, как писал один подвижник, говоря о надежде такими словами, которые сверх надежды, как говорит апостол Павел. Потому что я понимаю, что все спасутся — один я погибну, как говорит другой праведник. Мы исполняемся этой надежды в нашей молитве за тех, кто не имеет никакой надежды. Мы знаем, что Господь верен Своим обещаниям, и как бы мы ни были неверны Ему, даже если мы очень неверны, Он верен Своим обещаниям.
Эти обещания — это обетование жизни вечной, что мы приняли во святом крещении. То, чему сподобились те, кто в Церкви святой достигли Господа в надежде этой жизни вечной. Даже если мы предаем свое крещение, мы остаемся крещеными людьми. И Бог ждет от всей Церкви, от каждого из нас, чтобы ходатайствовали в этой молитве сегодняшней не только за самых близких своих, о которых сердце наше обливается кровью, но за всех других людей, которых мы не знаем, и знать не могли, о тех, о ком некому вспомнить и некому помолиться. Как говорится в одной молитве церковной, за тех, кто по бедственной смерти погребения были лишены и покаяния, исповеди и Таин Христовых перед смертью не сподобились. За тех, кто в отчаянии исходили из этой жизни, призываемся мы молиться, живущие в надежде.
Чем ближе человек к Богу, к тайне Креста и к тайне Пресвятой Троицы, тем большее число людей включает он в свою молитву. Чем ближе человек к Богу, тем больше он ненавидит зло и всякий грех, который губительно царствует в мире. Тем большего сострадания и милосердия он исполняется к другим людям. И одно отделить от другого невозможно, иначе это будет ложное милосердие и ложная наша молитва там, где нет противостояния злу и ненависти к этому злу. Ради Христа, ради нас, наших близких, ради всех, кто нуждается в нашей молитве, ради нашего собственного спасения. В конце концов, мы понимаем, что тайна надежды очень велика. Она устремлена к тому дню, когда завершится история человечества, и откроется Второе Пришествие Христово, о чем мы молимся в наших молитвах. И только Крест Христов обнимает всех людей, всё человечество. И только тайна Пресвятой Троицы, Творца, всех людей не исключает ни одного человека из своего предстательства. И наша молитва, наша надежда только тогда касается нас лично, когда мы вместе с теми, кто не имеет надежды, и кто нуждается в этой молитве, как не отступает от них Господь. В противостоянии всякому злу в этой жизни, в научении тайне милосердия Божия.
Как молился святой Димитрий Солунский: «Господи, не попусти погибнуть граду сему. Если град погибнет, то и я погибну. Если град будет спасен, то и я спасусь». Эта молитва о граде Божием, о граде том, который входит в славу Христову. Как учит нас отец веры Авраам, молиться Господу: вот раб Твой имеет дерзновение просить Тебя о всех людях, которые погибают, ради праведников немногих, которые есть в этом народе. Он потому праведен и потому он отец веры, что он ближе всего к Богу и Бог посещает его. Пресвятая Троица приходит к нему, чтобы мы этой тайне молитвы тоже с вами научались, чтобы надежда, которая так дорого дается Церкви, знающей тайну истинной любви, не постыжала никогда нас и никого.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий