Дар и ответственность — нераздельны
Слово в Неделю 16-ю по Пятидесятнице
Сегодняшнее Евангелие говорит о том, что каждый из нас получил от Господа особые дары, и каждого Господь призывает трудиться, чтобы они не пропали для нас напрасно.
В притче о талантах сказано, что некий человек, прежде чем отправиться в дальнюю страну, собрал своих рабов и поручил им труд в своем имении, каждому по его силам. Он дает одному, как сказано, пять талантов, другому — два, а иному — один. Как бы ни были малы, как нам может порой показаться, дары Господни, одного таланта достаточно, чтобы на это богатство прожить человеку жизнь. И жить во веки веков в радости Господней. Он призывает нас только не быть ленивыми, а трудиться.
В притче сказано, что тот, у кого было меньше всего, то есть один талант, оказался ленивым и лукавым рабом. Он возвращает своему господину всего лишь один талант, который он зарыл в землю. Сам Господь выносит строгий приговор, тому, кто как будто ничего плохого, как ему кажется, не сделал. «Итак, возьмите, — говорит Господь, — у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет».
Смысл притчи становится понятен, когда мы видим, что талант, который он не сумел умножить, отдается имеющему десять талантов. Дар и ответственность — нераздельны. И те, кто получил пять и два таланта, взяли на себя соответствующий риск. Но неверный раб думал только о себе и о своей безопасности. Он ничем не рисковал и ничего не достиг. Его не интересовало дело Господа, он не думал о спасении своей души, а только о спасении своей шкуры. Тот, кто боится подвергнуть опасности свою жизнь, не будет рисковать ради Господа.
И суд над ним совершается согласно его выбору. То, что было дано ему, отнимается от него. Ибо «кто спасет свою жизнь, тот погубит ее», — говорит Господь. Внешняя тьма, в которую извержен раб лукавый и ленивый — образ окончательного отделения от Господа, от света Его Божественного добра.
Эта притча — о нашей жизни и смерти, и о Втором Пришествии Христовом. Она показывает, как велика наша ответственность пред Богом и другими людьми. Чем больше Господь доверяет нам, тем больше наша ответственность. И страшен суд над нашей не имеющей извинения безответственностью.
Сколь многие из нас и в храм Божий ходят, и все соблюдают, но как-то осторожно, с оглядкой, будто боятся слишком много сделать для Бога. Они вполне благочестивые христиане, но им страшно, как бы вдруг Господь не потребовал от них все, что у них есть, их самих. В то время как Господь говорит: «Сыне, дай Мне твое сердце».
Ни один человек не лишен таланта. Не имеет, оказывается, никакого значения, сколько у тебя было талантов. Кроме того, что у имеющего больше дарований больше ответственности. «Надлежало тебе отдать свой талант торгующим, и Я, придя, получил бы Мое с прибылью», — говорит Господь. Все определяется не внешними результатами, а мерой верности Господу, отдачей своей жизни другим людям.
Жизнь, отданная другим, это и есть обретение всего, что хочет нам дать Господь. Есть в духовной жизни непреложный закон: чем больше мы отдаем другим людям, тем больше приобретаем сами. Это закон горения — свечи, пламенеющего сердца, когда оно может, отдавая себя другим, рождать бесчисленное количество вновь горящих свечей, посвященных Богу.
В духовной жизни не так, как в земной. Человек может быть самым умным и гениальным. Он может иметь какие-то исключительные внешние дарования, но они ничто по сравнению с дарованиями внутренними: с дарованиями смирения, чистоты, правды, любви. Нет такого человека, который этому не мог бы по дару Христа научиться. Видите, какая премудрость Божия в том, что Он так все устроил! И какая любовь в том, чтобы мы, имея разные дарования, научались служению друг другу, и через эту отдачу себя приобщались любви Христовой — тому богатству, которое у Него есть. А лукавый и ленивый раб думал, что ему слишком мало дано. Вот чего недоставало ему — благодарности Богу. И это лишило его Царства Божия.
Если я, подобно лукавому и ленивому рабу, буду внешне соблюдать все положенное по закону, думая только о том, как бы избежать наказания, и опасаясь всякого риска, — как узнаю я о непостижимой никаким умом отдающей себя до конца любви Христовой? Как на Страшном Суде не окажусь вне милосердия Божия?
Тайна жизни заключается в любви — в том, чтобы быть благодарным Богу за все Его дары. Быть способным принести их Ему без остатка и узнать, что радость нашего Господа, которую Он приобрел дорогою ценою, нам принадлежит. Наша жизнь, какой бы она ни была, дается нам для того, чтобы мы могли войти в эту радость и быть сонаследниками Господа нашего вовеки.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий