Праздник Церкви небесной и земной
Слово в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Праздник Небесных Сил Бесплотных — это праздник Церкви небесной и земной. В этот день мы вспоминаем откровение Божие о страшной войне на небесах, когда часть ангелов, получивших от Бога все дарования, всю красоту, всю силу и пожелавших иметь их независимо от Него, восстала против Бога. Тогда встал Архистратиг Божий Михаил в изумлении, в трепете, в благодарении Богу, и воскликнул: «Кто, как Бог!» Это и есть тайна его имени. Имена всех архангелов свидетельствуют только об этой тайне. Имя Гавриил означает «крепость Божия», Рафаил — «исцеление Божие». Каждый ангел вопиет: «Кто, как Бог!» И каждый человек, если он хранит верность Богу, особенно в тех испытаниях, где решается все, как Сам Христос Бог, Солнце правды, просветится в жизни вечной.
Вся история рода человеческого (начиная от падения человека, когда он был побежден падшим ангелом и захотел быть как Бог, вне зависимости от Бога) и вся история Церкви связана с небом — миром невидимым. Во вратах рая был поставлен херувим с огненным мечом, чтобы никто не вошел в Царство Небесное без верности, без праведности, да не опалится смертельно. Праведному Иакову открывается лествица, достигающая небес, где ангелы Божии восходят и нисходят к нам. Все события нашего спасения связаны с ангелами, которые незримо всегда присутствуют с Господом. В Благовещении является Архангел Гавриил к Пречистой Деве Марии, в утверждение того, что отныне небо и земля соединяются. В Рождество Христово ангелы возвещают радость, которая будет всему миру. Неисчислимое воинство небесное является первым свидетелем Рождества Христова в роде человеческом и возносит славословие Богу: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». В Гефсимании мы слышим слова Господа, оставленного Богом Отцом и всеми людьми, чтобы до конца приобщиться судьбе человеческой: «Неужели Отец Мой Небесный не послал бы множество ангелов, чтобы избавить Меня от этого страдания». И когда Господь на Кресте — все воинство небесное окружает это место своей славой, потому что совершается самое великое, самое непостижимое для ангелов, для всего творения. В Воскресении Христовом ангел возвещает Пречистой Деве Марии: «Радуйся! И паки реку: радуйся, Твой Сын воскресе!» В Вознесении Господнем ангелы говорят апостолам: «Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Сын человеческий, Сын Божий придет так же, как вы видите Его восходящим на небо, со славой многой в сопровождении небесных сил».
И вся жизнь Церкви связана с ангелами. Божественная литургия, которую мы совершаем каждый день, — это соединение неба и земли, ангелов и святых, и всех нас грешных, призванных к участию в этой жизни. Совершая в начале литургии малый вход, священник произносит: «Сотвори со входом нашим входу святых Ангелов быти, сослужащих нам, и сославословящих Твою благость». При пении «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» — того дивного славословия Господа, которого, как было сказано в откровении одному подвижнику, больше всего боятся бесы, потому что здесь соединяется крепость людей, преданных Богу и славящих Бога, с крепостью верных Господу ангелов, — священник благословляет Горний Престол, то место, где незримо восседает Господь на силах небесных: «Благословен Бог, седяй на херувимех». Херувимская песнь, когда мы становимся участниками торжества: «Иже херувимы тайно образующе», и наше вхождение во Святое Святых Божественной литургии, где открывается тайна Апокалипсиса, когда падают с благоговением ниц пред золотым Престолом Всевышнего двадцать четыре старца, и силы небесные воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея» — все от начала до конца наполнено ангельским присутствием.
Ангел-хранитель дан каждому из нас. Если бы его не было, никто не устоял бы в правде, в верности Господу. Бесы обладают такой силой, перед которой мы ничто. «Малейший из них, — говорит преподобный Серафим Саровский, — одним коготком мог бы перевернуть всю землю». Но оттого что есть у нас эти сокровенные друзья, Господь хранит нас. И хочет открыть нам через них главную тайну нашего спасения. Никто не спасается один. Если бы не было у нас ангелов-хранителей, если бы не было святых, которые научились у своих ангелов-хранителей, что такое духовная жизнь, — все давно бы погибли.
Эти друзья невидимы, но иногда нам дается ощутить их присутствие. Святые свидетельствуют об этой тайне. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Когда коснется тебя благодать Божия, знай, что это ангел-хранитель помолился за тебя. Не думай, что ты сам заслужил этот дар своими подвигами у Господа. Ради предстательства совершенной верности Богу дарует Господь тебе эту милость». «Твой ангел-хранитель, — говорит святой Василий Великий, — хранит тебя не так, как изображено на иконах, как просто некое крылатое существо. Тайна этого творения неизреченна, только Духом Святым мы можем прикасаться к ней. Подобно тому, как крепость окружает город, он со всех сторон хранит твою душу — все твои пути, все твои помыслы. Но от тебя зависит принять или отвергнуть его». Невозможно нам представить, как действует ангел-хранитель, но его заступничеством внезапно могут рассыпаться все козни наших врагов, видимых и невидимых. В прах расточится все зло, замышляемое против нас. «Когда ты получаешь милость Божию, — говорят святые отцы, — когда внезапно чудом рассыпается цепь страшных обстоятельств, когда тягость, которая камнем лежит на сердце, внезапно сменяется легкостью и радостью — знай, что это ангел-хранитель твой молится за тебя и дает тебе эту помощь. Научись смирению, и не говори, что это произошло по твоей собственной молитве, и что тебе уже открылось высшее присутствие Божие. Святой ангел только открывает тебе к этому путь».
Один подвижник говорил, что, может быть, самое главное в духовной жизни — это научиться внимать тому, что рядом с тобой ангел-хранитель, незримый друг, который всегда молится за тебя, и хочет только одного — чтобы ты был спасен, чтобы научился чистоте, правде, верности Господу. Через это ты узнаешь всю тайну верности, любви и ходатайства за другого человека. Как мы печалимся, когда видим своих неверующих близких, которых никак не можем привести ко Господу, так ангел незримо печалится о нас, когда, впадая в грехи, мы отступаем от Бога.
В житии блаженного Василия, Христа ради юродивого, есть рассказ, как он со слезами обнимал и целовал углы домов, где совершался грех, потому что видел ангелов-хранителей, оплакивающих грешников. И целовал их, уходящих из этого дома, умоляя о милости к падшим людям, ставшими недостойными небесного заступничества. Так ангелы всегда молятся за нас, и так мы должны молиться ко Господу друг за друга.
В мире сейчас торжество диавола. Грех становится не только нормой, но и все чаще — идеалом жизни, и все делается, чтобы не допустить покаяния, чтобы все погрузились в эту страшную атмосферу, из которой родится «человек беззакония». Но сегодняшний праздник научает нас ничего не бояться. «Не бойся, с нами больше, чем с ними», — сказано в откровении пророку Даниилу еще в Ветхом Завете. Любой из ангелов сильнее всей рати диавольской, и самый малый из нас, самый немощной, бесконечно сильнее всего зла в мире, если он хранит верность Богу. Потому что где верность Богу — там присутствие Самого Бога, там добро всегда побеждает зло. Любовь побеждает ненависть всего мира, и жизнь, которой причастны ангелы и святые, побеждает смерть и ад.
Мы слышим в этот день в Евангелии слово о том, как Господь посылает апостолов на проповедь, и они возвращаются с радостью, говоря: «Господи, и бесы нам повинуются о имени Твоем». Господь отвечает: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию». Сатана падает с неба — где верность Господу, где открывается тайна Креста. «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, — говорит Христос Своей Церкви, — однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются». Потому что можно иметь всю силу, которая была у денницы до его падения, и считать себя независимым от Бога, как он. Этот соблазн есть причина всех бедствий рода человеческого. «Но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах».
Имена наши написаны на небесах. Это значит, что Бог бесконечно любит каждого из нас. Он создал нас для того, чтобы мы были причастны Его совершенной радости, чтобы победа, явленная на Кресте в предельной немощи и предельной верности Богу, была нашей победой — тем, во что желают проникнуть ангелы.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий