Слово в день памяти святых новых мучеников и исповедников Российских
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Праздник всех новомучеников и исповедников Российских говорит не только о том, что Церковь прославляет всех, кто свят, но и о том, что все призваны к святости. Заповеди Божии, как свидетельствует апостол Иоанн Богослов, «не тяжки суть». Они легки, когда есть любовь, то есть благодать. Но не все спасаются, потому что трудно жить в мире, предупреждают святые, и исполнять заповеди.
Будьте серьезными людьми, говорит Спаситель. Кто из вас, желая построить башню, не сядет вначале, чтобы произвести расчет затрат и посмотреть, сможет ли он довести до конца свой труд, опасаясь, что, положив основание и будучи не в состоянии завершить, он подвергнет себя насмешкам тех, кто будет говорить: вот человек, который начал строить и не мог завершить?
И какой царь, прежде чем вступить в войну с другим царем, не сядет вначале, чтобы рассчитать, сможет ли он с десятью тысячами человек противостоять нападению того, кто идет на него с двадцатью тысячами?
Это значит: прежде, чем трудиться для Бога и сражаться с диаволом, сделайте расчет, чем вы располагаете, и если вы думаете, что вполне можете начинать, вы более, чем легкомысленны, потому что башня, которую вы намерены строить, стоит безумную цену, и враг, который идет навстречу вам, — духовная сила, перед которой вы — ничто. Малейший из них, по слову преподобного Серафима Саровского, может одним коготком перевернуть всю землю. Понимаете ли вы, что перед вами задача, которая абсолютно превосходит ваши силы? Знаете ли вы, что вы не в состоянии трезво оценить свои возможности, не обманывая себя?
Все так. Однако же всегда есть место для надежды, и ясно должно быть только одно: что мы устремляемся к невозможному и можем совершить невозможное в Том, Кто укрепляет нас, готовя к делу, которое исполняется только Крестом, только Духом Святым.
Многие слышат предупреждение Христа по-другому. Они боятся Бога, но больше всего — армий диавола, и делают вывод, все хорошенько взвесив, что надо идти на соглашение с противником, и посылают к нему издалека послов с подарками, чтобы заключить мир. Кто эти люди? — Те, кто служат всю жизнь двум господам или, в конце концов, никому не служат, живут до поры до времени сами по себе, как будто в мире нет ни Бога, ни диавола? Или те, кто, служа Богу, оказываются способными идти на все более крупные сделки со врагом, чтобы уберечь себя и все войско от полного разорения? Они правы: самое надежное, что можно заключить об этом мире, это то, что положение в нем всегда остается безнадежно, почти безнадежно трудным.
Но можем ли мы представить, чтобы ветхозаветный царь Давид или новозаветный Царь-мученик Николай шли в сражения, ничем не рискуя? Есть, есть такие люди, у которых горит сердце. И мы знаем, что страшно носить имя Христово среди людей; и мы знаем, какие опасности ждут нас при встрече с миром. Пусть твердо правило человечества, согласно которому большинство отступает от того, что слишком трудно, но мы рассчитываем на благодать. Пусть наше наступление в этой войне захлебнется на полдороги, и, созидая башню, мы ляжем костьми, когда не будет хватать строительного материала, но нельзя любить Бога вполовину любви.
Благодать и отчаяние сражаются на земле друг с другом, и, воистину, «есть только одна печаль — не быть святым!» Аминь.
Протоиерей Александр Шаргунов
1997 год
Добавить комментарий