Вопрос о власти и свободе
Мне кажется, главный вопрос, который решают все народы в течение истории, — вопрос о власти и свободе. В этом смысл всех революций и войн, непрочных мирных договоров и возрастающих противостояний. И решение этого вопроса относится также к личной судьбе каждого человека. Где христианину найти на этот вопрос правильный ответ?
Г.К. Лачков, г. Александров
Не только события, само Слово Божие постоянно говорит нам о власти и о свободе. Вы помните евангельский рассказ о сотнике, офицере римской армии, по молитвам которого совершается чудо исцеления его слуги. О человеке, для которого просто и ясно все на свете. Хотя он еще язычник, и непричастен самым главным тайнам жизни и веры, Господь приводит его в пример всем людям, говоря, что многие — такие, как он, — придут и возлягут на пиру веры в Царстве Небесном. А сыны Царства — те, кому много было дано, но кто не узнал ни дара, полученного ими от Бога, ни власти, которой они были облечены благодатно, — будут изгнаны вон.
Все знают слова известного русского писателя: «Если Бога нет, то все позволено». В одном своем романе он изобразил офицера, который говорит: «Если Бога нет, то какой же я капитан?» Все просто и ясно для этого человека. У него такие же понятия, как и у евангельского сотника. Есть такие люди, которым достаточно взглянуть на внешний мир, Богом созданный — на цветы, деревья, — чтобы увидеть, что есть Бог. Не имеет извинения человек, говорит апостол Павел, если он за красотой видимого мира не видит красоту невидимого, Самого Творца (Рим. 1, 20). И то же самое во всем устройстве мира — в том порядке, который идет от Бога, присутствует Сам Бог.
Рассуждение сотника простое: «Я говорю слуге: иди, и он идет; говорю ему: приди, и он приходит». Вот какой порядок существует в мире. Неужели Христос, Который облечен бесконечно большей властью, не может одним словом совершить исцеление? Сказать одно слово — и все совершится. Где непонимание этих простых вещей, там противостояние Самому Богу. И в этом тайна жизни и ответ на вопрос о власти.
Мы знаем, что сатана отпал от Бога, потому что захотел Божией власти. И по-прежнему он хочет полноты власти Божественной и ненавидит всякую законную власть. Доныне он вдохновляет людей подрывать всякую власть, данную Богом на земле, — власть в стране, в доме, в Церкви. Непослушание родителям, непослушание жены мужу, непослушание священнику, непослушание священноначалию — это все идет от диавола. Это его работа, в которой люди могут участвовать. Недаром святые отцы говорят, что «удерживающим» является не только благодать Святого Духа, но и законная власть, Богом данная. Поэтому надо сатане разрушить основы, чтобы не было послушания власти, и утвердить вместо власти Бога, которая проявляется во всех сферах человеческой жизни, власть князя тьмы. Человек либо раб Божий, либо раб диавола. Апостол Павел говорит, что все люди либо рабы Божии, либо рабы греха (Рим. 6, 16). Всякий грех связан с непослушанием Богу, с отвержением власти Божией. И прежде всего с отвержением человеком власти, Богом установленной. Это грех, от которого зависит не только то, что происходит с этим человеком, но и с другим.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский, праведная кончина которого была в 1906 году, пророчествовал о революции в России. Он предвидел ее, потому что люди не ценили сокровище, которое имели, — власть, Богом данную, власть помазанника Божия, где не только осуществляется власть Самого Бога на основе христианских принципов, но где помазаннику Божию даются особые благодатные силы от Бога для осуществления этой власти. И весь порядок жизни устраивается на тех нравственных началах, которые открывают максимально большему числу людей путь к Богу. Не как сейчас, когда создается такая атмосфера, что среднему человеку просто не выжить. Люди отвергли Богом данную власть, и оказались обманутыми, хотя в простом народе вера была еще крепка. Но и она тоже была расшатана — прежде всего с помощью интеллигенции, интеллектуалов, о которых говорят, что они всегда находятся в оппозиции к власти, какой бы она ни была. Может быть, они очень чутки ко всякой несправедливости? А может, это говорит прежде всего о какой-то поврежденности — неспособности иметь смиренное послушание той тайне, которая установлена Самим Богом. О нашей интеллигенции святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что влекла ее свобода, которая, естественно, была ложно понята ею. Как говорится, человек по природе своей все время стремится от чего-то освобождаться. Мы знаем, до чего доосвобождались, в том числе интеллигенты наши, до каких ГУЛагов. Господь показал им, к чему приводит этот путь.
И сегодня, в новую революцию переворота духовных и нравственных ценностей, происходит то же, только, конечно, на более глубоком уровне. Когда стал намечаться духовный поворот к возрождению России, те, кто являются учителями народа — журналисты, публицисты, — оказались увлечены «американской свободой», свободой нравственности, то есть вседозволенностью, масонством и прочим. Слово «масон» означает строитель, каменщик, только строительство это — без Бога. «Камень, который отвергли строители, Сей бысть во главу угла» (Пс. 117, 22). Вначале как будто на основе правды и добра, но потом все расползается, и начинается уже такая свобода, которую мы имеем, — прежде всего разрушение семейных ценностей, распад тех основ, на которых зиждется любое государство.
Нам скажут: вроде бы, у нас сейчас начинают укреплять государство. Но без семейных ценностей, без нравственных основ — мы даже не говорим «без христианских основ» — возможно только государство антихриста, где с помощью государственной власти будет защита безнравственности, беззакония и греха. Это неизбежно произойдет во всем мире. Образец этого — Америка, где свобода провозглашена высшей ценностью. И на страже ее стоит государство. То же самое насаждается сейчас во всем мире.
Верховный суд США уже много лет назад запретил выставлять в школе стенд с десятью заповедями Божиими, так же преподавание Библии, слова Божия. Почему? Потому, говорят они, что это посягательство на свободный нравственный выбор детей. А сатанинская библия — пожалуйста, сколько угодно. И столь же решительно встает Верховный суд США на защиту прав всякого рода растлителей. В 1993 году американский президент легализовал гомосексуализм, а вслед за ним, буквально через несколько недель, и российский президент. Попробуйте не принять в школу преподавателя-извращенца, чтобы он не проповедовал свои принципы. Это, скажут, дискриминация, посягательство на свободу личности. Бог называет этот содомский грех мерзостью. Если вы с церковного амвона будете обличать этот грех в США, «самой свободной в мире стране», вас могут привлечь к суду, потому что вы выступаете против свободы. Так строится государство антихриста.
Если объехать все наши города и веси, большие и малые, можно увидеть, что у нас нет еще такого, как в Америке, но постепенно обретают все большую силу те, кто хотят, чтобы в России происходило то же самое. Разрушаются основы жизни. Мы помним, как в 90-е годы прошлого века вдруг началась у нас откровенная реклама насилия, разврата, самого дикого варварства, какое когда-либо было. И всей свободы как раз такого рода — свободы защиты греха. Зло и добро пытались и продолжают пытаться сделать неразличимыми.
Мы должны понять, что духовное рабство хуже материального. Поэтому то, что происходит сейчас, может быть, хуже, чем в коммунистические годы. Спаситель говорит: «Не бойтесь убивающих тело, а душе не могущих повредить» (Мф. 10, 28). Человек может находиться в тюрьме, а душой он может быть свободен. И наоборот, он может быть как будто свободным, жить в благополучии, а душа его — в вечной темнице. Священное Писание называет темницей ад, в который навеки осуждается душа, и уже не будет для нее исхода. Рабство души ужаснее рабства тела. В таких условиях дети, молодежь, большинство людей не знают никакого выбора, кроме материализма и сатанизма, потому что отовсюду идет только реклама зла. Когда человек знает добро и зло, он может принимать решение, делать выбор и быть ответственным за него. Где нет ответственности, говорят святые отцы, там нет свободы. Нас же приучают, чтобы мы жили безответственной жизнью.
У человека всегда существует выбор. «Вы будете как боги» (Быт. 3, 5). Чей это голос? Это голос диавола. «Вы уже знаете добро от Бога. Теперь вы познаете зло, и вы узнаете, как оно заманчиво, вы пойдете путем зла и будете свободны» — обманывает он с самого начала, и чем ближе к концу истории, тем изощреннее и агрессивнее этот обман. Но есть другое слово: «Вы будете как Бог». Это слово Христа. Мы призываемся быть подобными Христу, то есть знать, что есть добро и что есть зло, и делать выбор добра. В этом заключается подлинная свобода.
Не будем обманываться словами о небывалом духовном возрождении России. Картина происходящего ужасна, но будет еще хуже, если свобода греха будет все более вытеснять свободу противостоять греху. Сейчас нашим ответом всему этому должно быть не бегство в пустыню: мы должны противостоять тьме и обличать ее.
Пока под предлогом ложно понятой свободы дети, молодежь, народ наш отданы на растерзание современному образованию, телевидению, они будут в рабстве у диавола. Об этом говорит апостол Павел. Человек — либо раб Божий, либо раб греха (Рим. 6, 16). И плата за грех — вечная смерть (Рим. 6, 23). Когда грех принимается как норма, это и есть вечная смерть.
А добро наследует жизнь. Мы, знающие, что такое жизнь по совести, что значит хранить стыд, целомудрие, и знающие больше — заповедь Божию, тайну послушания Богу, — будем продолжать идти этим путем. Потому что чем больше человек идет путем добра, тем более он становится свободным, и тем более он узнает, что есть истинное добро, пока не откроется ему то добро, которое у Самого Бога.
«Вы познаете истину, — говорит Христос, — и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32). Она освободит от рабства диаволу, в которое впал человек, и в которое сатана навсегда хочет его ввергнуть. Для этого он использует всех своих слуг — в том числе и государственную власть, которая, по пророчеству святых, будет в конце истории служить антихристу.
Дай Бог нам знать истинное добро, которое от Духа Святого, потому что где Дух Господень, там свобода. Будем хранить царский закон свободы, закон любви, а не закон греха. Царским называется этот закон, потому что он дан Царем царей. И весь закон, вся свобода, радость жизни и полнота ее заключается в исполнении воли Божией.
Будем делать все от нас зависящее, во всех сферах жизни, чтобы сохранить жизнь, и чтобы нам сострадать другим людям, погибающим и физически, и духовно, не одними только словами, а всяким противостоянием злу. Будем бодрствовать и молиться, охраняя нашу надежду даже во времена как будто полного поражения и отчаяния, потому что эта надежда исходит от Того, Кто победил диавола, Кому принадлежит вся власть и Кто дарует истинную свободу всем приходящим к Нему.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий