О духовном сопротивлении
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Враги России надеются, что дни ее сочтены. Говорят, кто-то силится употребить все свое влияние на Церковь, чтобы был снова отложен Поместный Собор, на котором ожидается канонизация Царственных мучеников — спасение России. Надежда наших врагов ясна: может быть, больной (то есть русский народ) умрет прежде, чем полностью осознает, что с ним произошло в 1917 году и что происходит сейчас. Если канонизация произойдет, они попытаются сделать все, чтобы превратить ее во внешний узор, в украшение своего беззакония.
Мы не раз говорили, что Царь-мученик пострадал вместе со всем православным русским народом и потому должен быть прославлен вместе со всеми новыми мучениками и исповедниками Российскими и прежде всех. Святой Царь-мученик не переставал быть все эти годы и не перестает сейчас быть покровителем России. В наши дни раскрывается в полноте, что событие, определившее судьбу мира в XX веке, было цареубийство и детоубийство — убийство настоящего и будущего России. Но не должно быть отчаяния. Многочисленные чудеса и мироточивые благоухающие иконы, которые свидетельствуют о том, что Царь знает о наших страданиях, или мученическая смерть воина Евгения, которого истязали в течение трех месяцев в чеченском плену, требуя, чтобы он снял нательный крест и стал мусульманином, напоминают нам о том, что православная Россия еще жива.
«Что нам делать?» — спрашивают в растерянности многие. «Вот дело, чтобы вы веровали в Того, Которого Бог послал» — в Сына Божия и жили по вере. Все силы должны быть собраны сегодня для сопротивления врагу рода человеческого, видимому и невидимому. Каждый на своем месте, будь он священник, воин, певец, студент или пенсионер, должен достойно исполнять свой долг в ситуации, когда Отечество в опасности. И каждый православный христианин может быть сегодня участником хотя бы самого простого, мирного сопротивления: не отпускать детей в школу, если в их программу включают обязательное обучение разврату; не делать аборт, даже если государство подталкивает на это через так называемые социальные показания… Я приведу пример из Писания. Когда фараон повелел египетским кормилицам топить у израильтян новорожденных младенцев мужского пола, они не повиновались его повелению, и Бог благословил их за это. Фараон был государственной властью, но его повеления вызывали Божие осуждение, и кормилицы не повиновались египетской власти — по Божьему благословению.
У себя в Отечестве мы сейчас — как в плену Египетском, где убивают наших детей, как в Египте. Как в Вифлееме. Только масштабы иные, и убийство — не только телесное. Как волхвы, услышавшие повеление царя Ирода, как святые апостолы, когда им запретили проповедовать о Христе, как все мученики древние и новые сказали: «Подобает нам слушаться Бога более, нежели человеков», — такими должны быть все православные христиане. Когда государственная политика направлена, по существу, на физическое и духовное уничтожение наших детей, все мы должны сделать простой выбор, кого мы слушаемся: Бога или государство. Один церковный деятель недавно так и сказал священнику, принимавшему активное участие в противостоянии растлению: «Вы говорите, растление — государственная политика. Правильно. Значит, вы занимаетесь политикой, и вы выступаете против государственной власти. А Церковь не должна заниматься политикой».
Если кратко, в одном предложении сформулировать опасность, которая угрожает сейчас православным, это — утрата центрального места Креста в нашей проповеди, в нашем христианском самосознании. Апостол Павел говорит: «… я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа»(Гал. 6, 14). Не вновь построенными или отреставрированными храмами, не количеством новых крещеных, не богословскими институтами и школами, не социальной активностью. Все это замечательно, но это — не главное. А когда главное теряется, теряется все. Да, все мы хотим, наверное, получить прощение грехов Крестом Христовым. Но мы не хотим принять крестную жизнь. То, что слишком часто называют «быть разумными», «быть реалистами», «крепко стоять обеими ногами на земле», на самом деле может быть только нежеланием принять крест. Из Церкви должен исходить внутренний огонь — вера, которая все переносит. Мы должны иметь мужество открыть глаза на жизнь людей в сегодняшней России, и особенно — детей и молодежи, ее будущего. Мужество слышать их вопль, часто душу разрывающий крик, мужество различать за пределами нечеловеческих, исполненных отчаяния обстоятельств, дело Божией любви, которое мы должны исполнить.
Есть одно оружие, последнее оружие, которое Бог дает нам, чтобы победить врага. Это духовное оружие могут оценить те, кто познал его силу во времена тяжких испытаний. Избранный народ Божий переживал когда-то времена полной катастрофы, которую можно сравнить с тем, что Россия переживает сейчас. Хотя, кажется, происходящее с Россией невозможно ни с чем сравнивать. Власть стала тогда преступной. Юноши и девы попрали все божественные и человеческие законы, от безверия обратились к идолопоклонству и сатанизму. Вдруг кто-то нашел записи Слова Божия и начал читать их, как некоторые из нас в советские годы, среди всеобщего неверия внезапно находили Евангелие. Как некоторые находят его, как бы случайно, сейчас. И вскоре весь народ начал публично читать то, что написали пророки. Может быть, и сейчас произойдет такое чудо — можете такое представить? — все внезапно переменится, и по всем каналам телевидения народ будет слушать христианскую проповедь. Великий страх охватил тогда всех, когда люди поняли, как они обмануты и как велик их грех против Бога. «Что нам делать? — спрашивали они. — Мы погибли». Тогда встал Божий пророк, призывая всех к вниманию. «Сейчас не время для отчаяния, — сказал он, — а время радоваться. Нам открылось Слово Божие. Мы не можем изменить все за один день, но мы начали исход из гибели. Идите все по домам и приготовьте пир. Никто не должен сегодня работать, это праздник. И пусть радость Господня будет вашей силой».
Вот что самое главное — понять радость и силу Креста Христова. Крестной силой сокрушен навеки диавол. Но им завоевана сегодня, кажется, вся Россия и весь мир, потому что он сорвался с цепи и получил власть действовать свободно «на малое время». Я не знаю, что произойдет с Россией: выберется ли она из сегодняшней беды или, если не будет покаяния, скоро окончательно соскользнет в бездну, как предупреждают нас наши святые, которая поглотила столь многие цивилизации и отравила столь многие благородные идеалы. Но я знаю, как знали это Иов и Царь-мученик Николай, что «Искупитель мой жив». Господь говорит, что будет с нами до скончания века. Бог еще может помиловать нашу Россию. Но если даже не помилует, даже если она будет погублена духом обольщения и собственными грехами…
Нет. У меня нет сил это слышать. Это все равно, что (и бесконечно больнее), чем если бы нам сказали: «Россию спасет только гражданская война». Кто может желать войны? Но, «Господи, как Сам желаешь и Сам знаешь, только спаси нас». Это можно еще сравнить с тем, как если бы мы услышали приговор врачей: «Этого человека может спасти только операция, которая будет мучительной и долгой». И тут же открылась о нем воля с небес: «Его спасет только смерть».
Речь идет всегда о большем — о вечном спасении. Только крест, только сопротивление всех, и, прежде всего, — духовное сопротивление может дать нам неложную надежду. Только жертвенная отдача своей жизни делает наше христианское сознание царственно свободным, и врата ада не могут одолеть Церковь. Только христианские мученики не дают истории превратиться в сплошной бессмысленный распад, храня ее открытой тайне Бога и тайне человека. Бог стал человеком — в этом единственный смысл истории. Мученики, святые Царственные мученики и все новые мученики и исповедники Российские вплоть до наших дней — свидетели Креста и Воскресения, жертвенной самоотдающей любви, единственной реальной власти в мире. Они свидетельствуют, что в мире действует, не переставая, истинная — Божия — власть и сила тех, кто верен Богу до смерти.
Здесь — единственная надежда того, что Православие станет будущим России. Без Православия нет будущего России, нет самой России. Когда не будет мучеников — тех, кто даже до крови сопротивляется всеохватывающему сатанинскому распаду, — тогда не будет России, и земля прекратится. И солнце погаснет, ибо что ему надо будет освещать? Тогда «поднимите головы ваши, — говорит всем верным Господь, — потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21, 28). Аминь.
Протоиерей Александр Шаргунов
16 февраля 1999 года
Добавить комментарий