Нельзя по-настоящему покаяться, не встретив Христа
Великий покаянный канон. Среда
«Помилуй мя, Боже, помилуй мя» — это молитва в Церкви. Мы сознаем грехи, которые совершили. И самое главное, начинаем сознавать ту глубину греха в нас, когда, как говорит апостол Павел, доброе, которое мы хотим делать, — не делаем, а злое, которое не хотим делать, — делаем. Одно дело — сознавать грехи, которые мы совершили, они как будто очевидны, и другое дело — сознавать грех, живущий в нас. Можно осознавать, что ты совершил зло по отношению к кому-то, что у тебя много грехов, не сознавая по-настоящему, что такое грех. Я знаю человека, который с легкостью признавал свои грехи, но прошли годы, прежде чем он смог понять, какой ужасной жизнью он живет. Кто из нас не узнает в этом человеке самого себя?
Апостол Петр видел Христа, слышал Его проповедь в синагоге, принимал Его в своем доме, где Он исцелил его тещу, не сознавая, насколько он грешен, пока Христос не остановился однажды на берегу озера, вошел в его лодку, чтобы проповедовать народу, стоящему на берегу. Мы помним из Евангелия, как закончив проповедь, Христос сказал Петру: «Отплыви на глубину и забрось сеть». По слову Его Петр, который трудился всю ночь и ничего не поймал, забросил сеть. Когда он вытащил сеть, разрывающуюся от множества рыб, какова была его реакция — радость, благодарность? Нет, в то время как его товарищи извлекали рыбу, он упал на колени перед Господом и сказал: «Отойди от меня, Господи, потому что я человек грешный». Разве он не знал до этого, что у него есть грехи, разве он не знал до этого, что он человек грешный? Разумеется, знал. Но теперь он внезапно осознал, как глубок в нем грех, что падение Адамово — его падение. Когда Петр встретил Христа как Бога, единого, благого, он узнал зло, которое в нем живет.
О покаянии на такой глубине говорит нам святая Церковь в первые четыре вечера Великого покаянного канона. Церковь предлагает нам образ покаяния, но само покаяние дается ищущим истинной жизни по благодати Духа Святого. В Евангелии от Иоанна есть таинственные, трудные для понимания многих слова. Спаситель говорит: «Дух Святой, когда Он придет, обличит вас о грехе». Что это значит? Это значит, что только в свете Духа Святого может раскрыться вся тьма наших грехов. Когда Дух Святой приходит к нам, нам внезапно становится понятен смысл того, что мы много раз слышали до этого: «В бездне греховней валяяйся, милосердия Твоего призываю бездну». Мы на самом деле тогда признаем себя грешниками. Признать себя грешником — есть начало вхождения в общение с Богом, не признать себя грешником, не видеть греха там, где присутствует грех, — есть отделение от Бога, знак того, что мы еще не встретили Христа. Горе тем, кто зло называет добром. Слышали мы пророчество Исаии сегодня утром: «Горе тем, кто зло называет добром, а зло — добром». Мы не будем сейчас говорить об этом исключительном грехе последних наших времен, о том, что все вокруг нас — на телеэкранах, в газетах, уличных рекламах непрестанно напоминает о диавольском перевороте ценностей в мире. Горе им, говорит Дух Святой, но время начаться суду с дома Божия.
Мы говорим сейчас прежде всего о нашем личном покаянии, о том покаянии, от которого зависит не только наша судьба, но судьба всего мира, о том, что наш Бог — Бог кающихся, Бог прощения, как говорит книга «Исход», но не оставляющий без наказания, потому что Он также Бог правды. Его слово зовет нас постоянно и непрерывно возвратиться к Нему. Бог наш человеколюбивый и многомилостивый, всегда готовый простить нас, но Его прощение проходит через наше покаяние. Он не может, Его правда не позволяет Ему простить нас там, где нет покаяния. Покаяться — значит войти в замысел Божий о нас, принять суд Божий над нами, принять суд Божий над миром и над всеми людьми, когда Он противоположен нашему собственному суду. Покаяться — значит глубоко страдать оттого, что нет в нашей жизни Бога, потому что отделяет нас от Бога грех. Покаяться — это значит увидеть грех таким, каков он есть. Но этого недостаточно. Одно из имен сатаны — обвинитель. На мытарствах и на последнем Суде он будет немилосердным истязателем, который как будто будет говорить то, что было у нас на самом деле плохого, но с одной целью — поставить на нас печать принадлежности злу, что мы ему, диаволу, принадлежим. Христианин — это тот, кто имеет доверие к любви Божией, тот, кто хочет быть с Богом и становится покаянием по дару Христа Божиим человеком. Вот о каком покаянии возвещает нам сегодня Церковь.
Как говорит апостол Петр в своей первой проповеди после Пятидесятницы, после рождения Церкви: «Покайтесь, и получите дар Святого Духа». Прощение нельзя заслужить, оно — дар свыше, дар, всегда предлагаемый нам, и все заключается в том, чтобы мы подлинным покаянием сумели его принять. Мы часто повторяем, что наше молитвенное стояние первых четырех вечеров Великого поста — есть общая исповедь Церкви, предваряющая ту исповедь, которая будет у нас накануне причастия в первую субботу, когда вся Церковь, как свидетельствует святитель Феофан Затворник, облачится в белые одежды Христовой победы. Будем ли мы принадлежать этой Церкви? Принадлежим ли мы Ей сейчас? «Примири и соедини его святей Твоей Церкви о Христе Иисусе Господе нашем» — будет читать священник, предваряя разрешительную молитву на исповеди. Наше покаяние завершится принятием таинства прощения грехов и таинства евхаристии. В обоих таинствах всем, кто истинно покаялся, будет дан дар Духа Святого благодатного соединения со Христом. Покаяние — второе крещение, то есть обещание Богу доброй совести, которая спасает нас Воскресением Христовым, Пасхой Господней, уже присутствующей сегодня среди грешников кающихся.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий