Верность истине православия
Сегодня память святого великомученика Феодора Тирона — завершение первой седмицы Великого поста. В течение Поста Церковь обращается в первую очередь к святым мученикам, потому что они ответили на любовь Христову в полноте. Как Господь принес Себя в жертву нашего ради спасения, так и они жизнь свою отдали за Него, за веру Христову. Смысл Поста заключается в том, чтобы мы стали способными принести свою жизнь Господу. Речь не обязательно идет о подвиге мученичества. Если мы узнаем тайну Креста Христова, то мы сможем принять из рук Божиих смерть как высший дар.
Святой великомученик Феодор Тирон прославился во времена гонений на Церковь римским императором Юлианом Отступником, который получил это именование за то, что отрекся от веры Христовой. Не просто отрекся, но стал ненавистником Христа и делал все, чтобы уничтожить Церковь. По его повелению в первую седмицу Великого поста всю пищу, продаваемую на рынках, окропили идоложертвенной кровью. Святой великомученик Феодор Тирон явился епископу Евдоксию и предупредил его о нечестивом замысле Юлиана Отступника осквернить христианский пост. И хотя «идол в мире ничто», епископ благословил не покупать пищу на рынках. Верующему народу раздали освященное коливо (пшеницу с медом) в знак того, что пища, которую мы вкушаем постом, как бы ни была она скудна, — сладка. Она сладка прежде всего потому, что имеет Божие благословение. А где благословение Божие, там самая скудная пища дает крепость человеку. Помните, как преподобная Мария Египетская питалась малой частью хлеба в течение долгого времени.
Наш пост сладок. Сладок прежде всего тем, что мы питаемся Самим Господом, вкушаем от всех Его заповедей, как мы непрестанно напоминаем об этом и во всех стихирах поем. Мы страшимся осквернить наш Пост каким-нибудь грехом — завистью, злобой, ненавистью, нечистотой. И Господь дает нам узнать, что есть жизнь вечная. Мы обретаем радость и мужество с благодарностью принять от Господа любые скорби и даже смерть.
Замечательно, что в этом году день памяти великомученика Феодора Тирона совпадает с памятью священномученика Ермогена, патриарха Всероссийского. Верностью истине православия он спас нашу Россию от порабощения.
Слово пророка Исаии, которое мы слышали сегодня на шестом часе (Ис. 3, 1—14), по-новому освящает подвиг великомученика Феодора Тирона и священномученика Ермогена, отказавшихся ценой компромисса с врагами Церкви спасти свою жизнь. Бог разрушит всякую надежду на земную силу, говорит пророк. Господь отнимет у Иерусалима посох и трость. Мы знаем, что здесь пророчески показано видимое крушение богоизбранного народа, после того как иудеи предадут на смерть нашего Спасителя. И в то же время здесь предупреждение для нас — не искушать Господа сулящими выгоду земными расчетами.
Всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водой отнимется, говорит пророк Исаия. Пищей поддерживается жизнь, но она отнимется, когда будет употребляться не для поддержания жизни, а для похоти. Как важно нам услышать эти слова в дни Поста! Как глубоко раскрывают их значение великомученик Феодор Тирон, показавший святость церковных установлений, и священномученик Ермоген, уморенный голодом врагами за верность истине. Господь может отнять и самую простую пищу — хлеб и воду. Удержанием дождей, ранних и поздних. И не обязательно этим. Могут быть дожди и ранние, и поздние, а ничего не будет. Удержанием прежде всего Своего благословения, которым жив человек. Христос — Хлеб жизни и источник жизни. Если Он станет нашим подкреплением, мы поймем, что эта благая часть не отнимется от нас никогда. В этом смысл Поста.
Пророк Исаия говорит, что Господь отнимет правого вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца, и старца, и пятидесятника (то есть начальника над воинами), и вельможу, и советника, и мудрого художника, и искусного в слове. Наша армия, ее генералы и командиры будут отняты от нас. Не будет храбрости у воинов. Офицеры, вместо того чтобы вести воинов на врага, будут стреляться. Да не хвалится сильный силой своей и народ да не надеется слишком на своих сильных вождей. Государственные министры, ученые, мужи политики, люди, исполненные духа, пророки в том числе, прозорливцы и старцы также будут отняты. Когда вся сила будет разрушена, мудрый художник, и, наконец, искусный в слове тоже будут отняты.
Человек искусный в слове может спасти в самых отчаянных обстоятельствах, когда охвачен унынием весь народ. Слово патриарха Ермогена из заточения вдохновляло многих на защиту Отечества. И доныне составленная им молитва Казанской иконе Божией Матери утешает верных. Мы не знаем, был ли у великомученика Феодора Тирона исключительный дар слова, но его явление епископу Евдоксию стало утешением для всей Церкви. Моисей не мог хорошо говорить, а Аарон мог. Когда мужественные и рассудительные правители будут отняты, как у нас отнята царская власть, имеющая помазание Божие, отроки, говорит пророк, будут даны в начальство, и дети будут господствовать в стране.
Наступят смутные времена, когда завладеют всем юнцы тучные, самозванцы мятежа, цари иноземные и изменники нечестивые. Необязательно возрастом юнцы. Великовозрастные дети, которые нуждаются в том, чтобы ими руководили. Со всем безумием, беспечностью, безответственностью и упрямством, какое может быть только у детей. Вот о чем говорит пророк. Давно ли мы с вами наблюдали таких правителей, и что нам еще предстоит увидеть?
И в народе, говорит пророк, один будет угнетаем другим. Правители не позаботятся о том, чтобы остановить угнетателей и защитить угнетаемых. Дух насилия и растления будет беспрепятственно распространяться повсюду, и будет вырастать новое поколение, совершенно неуправляемое. Далее пророк говорит, что правительство этой страны, как нищий, начнет просить у других стран. И не только о финансовой помощи. Ясно, что преодолеть распад, навести снова порядок можно только с помощью твердых, разумных правителей, которые с согласия народа были бы облечены сильной властью. Картина политической и всяческой жизни представлена пророком совершенно плачевной. Если дети у власти, то каждый человек естественно думает о себе, что он мог бы быть начальником не хуже, чем они. Чем я хуже этого президента?
И в конце концов, говорит пророк Исаия, ухватится человек за другого, за брата своего, и скажет: у тебя есть одежда, будь нашим вождем, и да будут эти развалины под рукой твоей. Достаточным основанием для продвижения человека во власть будет то, что у него одежда лучше, чем у соседей. Казалось бы, разумно было бы сказать: у тебя есть мудрость, мужество, опыт — будь нашим правителем. Но как насмешка звучит: у тебя есть одежда, правь нами. «О, Боже наш, кто будет нами править?» Какая заграница славится лучшей одеждой? Может, и этот период дано будет пережить нам, но все завершится, говорит пророк, тем, что призванный так к власти, скажет: не могу исцелить от ран общество, и в моем доме нет ни хлеба, ни одежды. Не делайте меня вождем этого народа. Почему же он не может быть вождем? Потому что у него самого нет ни хлеба, ни одежды. Это будет знамением, что дела народа и всех народов будут очень плохи. И никто не захочет принять место властителя среди них. Тут-то и явится «человек беззакония», антихрист, который смело возьмет на себя всю власть в мире, все пообещает и всех обманет, чтобы всех навеки погубить. Чтобы не только на земле у людей была нестерпимая нескончаемая мука.
Однако мы знаем, что есть одна только власть в мире — Божия власть. Бог приводит все к столь печальному концу не из-за того, что у Него мало любви к этой стране, ко всему миру. Как рушился Иерусалим и пал Иуда, таково было падение нашей России. И они, и мы должны благодарить за это самих себя. Мы сами навели пагубу на свои головы, потому что, как говорит пророк, язык их и дела их против Господа. Оскорбительны для очей славы Его.
Что же спасет нас? Только покаяние и непоколебимая верность истине Христовой и правде Его, говорит пророк. То, о чем свидетельствуют святой великомученик Феодор Тирон и священномученик Ермоген, все древние и новые мученики, и все святые, укрепляющие нас в нашем крестном восхождении ко Господу.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий