Слово перед таинством соборования
Накануне таинства соборования полагается, конечно, исповедаться. Но нас сегодня здесь не менее пятисот человек, и почти все мы участвовали в стоянии Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, почти все исповедовались и причащались в последнюю субботу и воскресенье. И большинство исповедуются почти каждую неделю. Поэтому сегодня они могут приступать к таинству соборования без исповеди.
Но если у кого есть грубые нераскаянные на исповеди грехи, тот не может участвовать в соборовании. Некоторые, практически никогда не посещая храм, приходят на соборование только потому, что прослышали про чудодейственную силу помазания, исцеляющего от всех болезней.
Соборование — таинство сугубого покаяния, и в нем изглаживаются все, даже забытые, грехи. Но прежде, чем говорить об этом даре, надо покаяться в грехах, которые мы помним.
Соборование — помазание освященным маслом тех, кто болен. И возникает вопрос, кого считать больным? Все мы больны, так или иначе, и душой, и телом. Поэтому принято всем собороваться раз в году, как правило, Великим Постом. Но существует и более строгий подход к этому таинству: собороваться нужно лишь при тяжких болезнях и даже чуть ли не на смертном одре. Некоторые говорят, что соборование — это такое событие, после которого жизнь человека должна существенно перемениться, и он должен связать себя обетом: не есть, например, мяса, как монах; не выходить замуж. Такого нет, разумеется, в церковных правилах, и быть не может.
Но задумаемся о том, что соборование действительно должно стать в нашей жизни важным поворотом. Кто блудил или пьянствовал, или был подвержен какой-то иной страсти, потом покаялся в этом на исповеди, а теперь снова борим помыслом возвратиться на свою блевотину, должен понять, что возвращения к прежнему быть не может. Он должен решительно, исполняясь доверия помощи Божией, сказать: «Никаких «может быть», кончено!» Помыслам, которые говорят, что ты этого не сможешь, тебе это не по силам, надо твердо противопоставить: «Бог не оставит меня. Я свободный, независимый человек».
Грех господствует над нами, поскольку мы соглашаемся с ним. Мы остаемся порабощенными греху, потому что любим этот грех и хотим быть его рабами. С того самого момента, как мы устремляемся к нашей духовной свободе и хотим быть со Христом, а мы действительно этого хотим, мы освобождаемся от страстей и становимся рабами Божиими. Все заповеди Божии даны тем, кто порабощен грехом. Господь призывает нас оставить грех и следовать за Ним. По этой причине Бог говорит вору: «не воруй», блуднику: «не блуди», обидчику: «не обижай». Если бы мы насильно, а не по нашей доброй воле были порабощены грехом, тогда зачем надо было бы Богу призывать нас оставить грех и приблизиться к Нему? Когда человек любит что-то и сильно желает этого, он не может это оставить, потому что не хочет потерять его. Как только мы возненавидим грех и устремимся нашею любовью к Богу, мы тотчас станем свободными.
Смысл таинства соборования — в полное изглаживание наших грехов — заключается в том, чтобы мы прежде всего, прежде таинства и через таинство осознали нашу главную болезнь. Вот она, эта главная наша болезнь: мы не хотим добровольно расстаться со злом. Полное изглаживание грехов происходит, когда глубиною души мы делаемся способными принять Божий дар, о котором молимся каждый день в наших вечерних молитвах: «Сподоби, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех». И это есть помазание благодатью души и тела — то, о чем мы будем соборно (почему это и называется соборованием) молиться сейчас, каждый за всех и все за каждого, воспевая вместе со всею земной и небесной Церковью едиными устами и единым сердцем: «Услыши ны, Боже, услыши ны, Владыко, услыши ны, Святый. Помилуй ны, Боже, помилуй ны, Владыко, помилуй ны, Святый. Исцели ны, Боже, исцели ны, Владыко, исцели ны, Святый».
Протоиерей Александр Шаргунов
1 февраля 1999 года
Добавить комментарий