Слово в Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
После того, как Христос показал Свою абсолютную власть над смертью, воскресив Лазаря из мертвых, и после того, как Мария помазала Его тело драгоценным миром, о котором Он сказал как о помазании Его на погребение, Господь грядет на вольную страсть — на Крест, чтобы исполнить Евангелие, благую весть о любви Бога к людям — до конца, явить ее делом.
Вся жизнь Его от Рождества до Крещения, от выхода на общественное служение со словами «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» до сегодняшнего входа в Иерусалим — цветение чуда. Начиная с первого чуда в Кане Галилейской, когда Он по смиренной просьбе Божией Матери претворил воду в доброе вино, и кончая последним чудом, которое Он совершил в доме Своих самых дорогих друзей Лазаря, Марии и Марфы, которые из всех верующих в Него были самыми твердыми в вере.
По молитве Марии, сестры Лазаря, Он воздвигает его к жизни и так же являет славу Свою, как сказано в Евангелии о первом чуде. Однако, тогда Он сказал Божией Матери, что час Его не пришел. Но теперь, спустя три года, Его час пришел. Нет больше препятствий совершить чудо. Сам Господь говорит об этом в Евангелии: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому» (Ин. 12, 23). «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» (Ин. 13, 31).
Господь всегда идет этим путем, и только для тех, кто верует в Него, совершает Он чудеса и являет славу Свою. Только для них. Еще раньше в сокровенной беседе с Никодимом Господь говорил, что человек должен измениться рождением свыше — от воды и Духа, для новой вечной жизни. И даже Никодим, учитель Израилев, искавший истинную веру, не мог этого понять.
И теперь, воскресив Лазаря из мертвых, Господь дал знамение полного изменения — пророчество о том, что это произойдет со всем родом человеческим. И здесь заключалась непреодолимая трудность для тех, кто не имеет веры в Него, так что это неверие приводит их к замыслу убить и Лазаря, и Христа. Замысел сатаны, человекоубийцы от начала, и его слуг — убить Христа. И не только Его, но и весь род человеческий. У него намерение — убить весь род человеческий, в то время как Христос хочет всем дать жизнь, и жизнь с избытком, «общее воскресение прежде Своея страсти уверяя». Потому Страсти Христовы начинаются тотчас после воскресения Лазаря.
Воскресение Лазаря открывает смерть Христову. Христос открыто являет Себя, входя в Иерусалим как Царь Израилев, как Господин храма, как Господь, Который «внезапно придет в храм», по слову пророка, «и кто выдержит день пришествия Его» (Мал. 3, 1-2). Первосвященники и книжники, хранители святынь и тайн веры, не могли вынести зрения Его. Не потому, что Он входит в Иерусалим и в храм со славою всепревосходящею, но напротив, именно потому, что Его вход — кроткий и смиренный — на жребяти осли обманул их ожидания.
Именно с полного отвержения, уничижения, с ненависти первосвященников начинается Пасха. Он грядет, смирен и кроток, и это было несовместимо с их мечтами о величии Израиля.
Христос входит в Иерусалим тесными вратами, и здесь начинается путь Креста для тех, кто любит истину. Страстная неделя начинается с Вербного воскресенья. В этот день самые великие хвалы воздаются Христу, и мы со всеми толпами взываем: «Осанна! Спаси нас в вышних, Царь Израилев! Благословен Грядый во имя Господне!» Но и в ликовании народа, в приветствиях идущего на смерть Христа раскрывается, как глубоко падение человечества, как слепы люди перед светом любви Христовой. Он от смерти их избавляет, а они предают Его смерти.
Приветствуя Христа, толпы (и даже ученики Его) ожидали земной победы. Они не думали о том, что Он идет на смерть, и в этом было предание Его на смерть. Мы удивляемся, как крики: «Осанна!» становятся криками: «Распни Его». Но воистину, как говорят святые отцы, мы могли бы уже сейчас услышать слова Христа, сказанные на Кресте: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34). И через это Господь идет, Победитель смерти.
«Благословен Грядый во имя Господне!» Благословен Грядый спасти род человеческий страстию Креста! Господь говорит о роде человеческом как о друге Божием Лазаре: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий» (Ин. 11, 4).
«Радуйся, Сионе, се Владыка грядет, носимый Серафимами, все содержащий в руке Своей, на жребяти осли». Исполняя пророков проповедание, в пророкоубийственный град приходит Христос, чтобы быть убитым и нас спасти от смерти вечной. Церковь знает, что отвержение Христа, страдания, в которые Он вступает: оскорбления, заушения, заплевания, Крест — тайна нашего спасения. Все приемлет кротко Господь, чтобы наши страдания и смерть, благодаря Ему, стали даром Божиим. В мире преступной несправедливости Церковь мучеников и исповедников вступает сегодня в новое испытание. Но если мы во Христе, — то чем более увеличиваются наши страдания, тем более возрастает наше участие в Его крестной жертве. Тем более укрепляется наша связь с Его победой над смертью, с Его Божественной радостью. Тем более мы узнаем Его любовь к нам.
Господь входит в Иерусалим, и значение несправедливого страдания совершенно переворачивается: раньше это было знаком слепой тирании греха над родом человеческим — по закону греховному, а теперь становится мерой дара славы Его и Воскресения. Потерпевшие поражение, мы встречаем Его с ветвями в руках и вслед Ему идем, «победы знамения носяще». Аминь.
Протоиерей Александр Шаргунов
1998 год
Добавить комментарий