Как уразуметь тайну святого Причастия
Слово в Великий Четверг
Тайная Вечеря — одно из самых таинственных событий истории. Евангелие от Матфея дополняет Евангелие от Иоанна. Все самые малые, но значительные подробности должны быть соединены вместе. Атмосфера радости, печали, изумления переполняют Сионскую горницу. Нас не могут не поражать глубины ужаса учеников при возвещении о предстоящем предательстве их любимого Учителя. Священный трепет, когда Христос переворачивает значение Пасхи и возвещает Новый Завет. Страшное переживание невообразимого Причастия, которое, может быть, самое сокровенное общение с Богом в их жизни.
Ради будущих поколений они должны описать последнюю сокровенную встречу с Ним — новыми нетленными словами. Через несколько часов память об этом событии будет запятнана оставлением Его, их обещания верности до смерти станут ложью во мраке Гефсимании. Эта страшная правда должна быть услышана нами среди Божественного сияния Тайной Вечери, страшная боль среди радости праздника.
Каждый из нас может узнать себя в Петре и в его отречении в какое-то время своей жизни. В моменты духовного утешения мы даем обещание Богу с мужеством, которое рождается нашей всецелой устремленностью к Богу. Ослепленные верой в свои силы, мы не видим Христа, скорбно взирающего на нас. Никто из нас не может предсказать, как он будет вести себя в час, когда его поставят к стенке.
Если мы не понимаем себя, нашей ограниченности, самонадеянности, как можем мы понимать пути Божии? Всю жизнь Господь был окружен непониманием, и мы можем быть свободны от него только потому что живем после Пятидесятницы. Дух дышит, где хочет, и не всегда этот ветер направлен туда, где мы. Как можем мы разуметь смысл Тайной Вечери — превосходящий всякое разумение? Христос не говорит нам, чтобы мы проникали всегда, сразу же и благодатно в тайну, являемую Богочеловеком, но принятием Его приглашения входили в Сионскую горницу неделю за неделей и участвовали в Его Трапезе.
То, что я знаю о Причастии, — дается не через разумение, а через само Причастие. Не отвлеченная идея, не богословский аргумент, но реальность, которую я знаю, потому что приобщился ей. Я узнал эту близость, эту боль, эту радость, эту тайну — по моим чрезвычайно ограниченным способностям. Я могу читать это Евангелие, приходить на литургию и участвовать во внутренних глубинах, которые невыразимы словами.
Это то, что Господь предлагает каждому из нас. Он каждого из нас лично приглашает на Брачный Пир Царства, Он стоит в дверях Сионской горницы и зовет нас войти. Он есть Дверь, Он — Слуга, омывающий нам ноги в уготовлении к Причастию, Он — Совершитель Пасхальной Жертвы. И Он — Агнец, закланный за нас, Жертва Живая, Жизнь с избытком.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий