«У Креста Иисусова стояла Матерь Его»
Слово на вынос Святой Плащаницы
Мы тоже сегодня сподобились быть среди тех, кто «воззрят Нань, Егоже прободоша». И Он пронзает наши сердца любовью к Нему. Вместе с Пречистой Его Материю и возлюбленным учеником примем дыхание, которое Он предал Своему Отцу, чтобы дан был нам Дух Святой. Пусть «великий вопль», с которым Превечное Слово испустило дух в Своем человечестве пройдет через нас. Это вопль всех нас смертных, всех грешных, всех жаждущих правды, всех людей всех времен, которых Дух Святой соберет в Своем воздыхании, чтобы научить нас непрестанно молиться.
Для Божией Матери, Которая в день Благовещения зачала Своей плотью, Своим сердцем и Своей верой Единородного Сына Отча, приходит час, когда Она, Новая Ева, начинает быть Матерью — в Духе Святом, но в скорбях, — множества чад Божиих, усыновленных в Его Единородном Сыне. Вся — тайна молчаливой любви, единственная, Кто вместе с возлюбленным учеником Христовым устояла у Креста Христова, — не научит ли Она и нас предстоянию пред Распятым Господом?
Как часто мы оказываемся растерянными перед лицом страданий и смерти, порой даже перед малейшими неприятными обстоятельствами, перед нашими немощами, нашими грехами, перед болезнью, старением, разлукой с нашими близкими, перед внутренним нашим опустошением и крушением.
В течение многих последних лет изо дня в день в нашем Отечестве мы являемся свидетелями всех видов уныния, всего, что нормальный человек называет бесчеловечностью, предательством, низостью, трусостью, гордостью, жестокостью и ненавистью, — но вот, мы предстоим перед Крестом Господним. И взирая на Господа, мы узнаем сегодня, что все это — раны Его. Более того, этот поток грязи, смерти и отчаяния всего мира, идущий от начала до конца истории, обрушивается на распятого Христа. Он несет на Себе весь грех, всю смерть, все страдание каждого человека, приходящего в мир. Исполненный сиянием истины и правды, наш Царь славы, Он показывает нам, что мы из себя представляем, что мы делаем из великолепия Его образа.
Но оттого что все наши скорби стали раз и навсегда Его скорбями в час Креста, все возвращается к жизни: за каждым страданием, каким бы оно ни было, мы можем видеть Его. И не только Его и Его Крест. «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2, 18). Вера в Его любовь, в Его животворящее присутствие, разрушает ад нашего одиночества. Сила Его Воскресения становится нашей, оттого что Он берет на Себя нашу немощь.
Среди Пасхи, и во все воскресные дни мы будем петь: «Се бо прииде Крестом радость всему миру». Не потому что страдание само по себе хорошо. Оно абсурдно как смерть. Но потому что, взяв на Себя все наше страдание и всю смерть, Он освобождает нас от них. Наша радость, которую никто не может отнять от нас, если мы будем едины с Ним — радость «оживших из мертвых» (Рим. 6, 13). Его любовь, воскрешающая нас, — сокровенная красота Креста. Кажется, смерть побеждает, но именно в этот час она оказывается побежденной. Ненависть заполняет все — но любовь Христова, исходящая от Креста, глубоко касается нас. Мрак покрывает землю — но распятый Христос показывает путь светом, не знающим заката. Таким видит Христа Церковь в Великую Пятницу во взоре Пречистой Его Матери. Только Ее предстательством можем мы устоять у Креста и «постигнуть со всеми святыми, что есть широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову» (Еф. 3, 18—19). Его долгота — Его долготерпение по отношению ко всем и к каждому из нас. Его широта — Его любовь, расширяющая наши жаждущие сердца небесной радостью. Его глубина — оттого что Он достигает наших сокровенных глубин и навеки исцеляет нас от смерти. Его высота — высота Креста, ибо чем смиреннее мы, тем больше возносит Он нас к престолу Отчему и воскрешает нас.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий