«Господь мой и Бог мой!»
Слово на Антипасху
Христос воскресе!
«Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас», — говорит воскресший Христос спасенным от отчаяния апостолам. Господи! Как поверить в такое? Но это говорит Сам Христос. Постараемся среди радости Пасхи услышать это Его слово о фантастической ответственности, вверенной нам. Служение Христово вверено Церкви, и значит в своей мере — каждому из нас. Каждый из нас — посланный Христом. Когда мы встречаем кого-то в обыденной нашей жизни, мы должны действовать не только от своего имени, ради себя — мы посланы Господом во имя Его, ради Него. Как Христос был послан Отцом. Мы должны донести до других благовестие Христово! Это Он говорит то, что мы хотим сказать. Он — Живой в каждом из нас, мы — уста Его и свет Его рядом с другими людьми, чтобы открыть им любовь Господню. Как возможно такое?
«Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго». Дар Духа Святого — новое творение. Дух Господень передается ученикам. Они — носители Его живого дыхания. Они должны исполнить Его дело. «Вы — тело Христово, вы — храмы Духа Святого», — скажет апостол Павел. Евангелие показывает нам воскресшего Христа как Бога Творца, Которого мы видим в Книге Бытия в начале творения, когда Он «создал человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт. 2, 7). В Великую Субботу на утрени звучало пророчество Иезекииля о сухих костях, которые оживают вхождением в них духа (Иез. 37, 10). Схождение Духа Святого — как пробуждение мертвых к жизни. Когда Дух Святой сходит на Церковь, она делается способной к служению Господу. В Пятидесятницу мы воспоем: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны». В первый вечер Пасхи Пятидесятница уже начинается. Смысл дела Христова после победы над смертью — дар Духа Святого, воскресившего Его из мертвых. В нашем Символе веры мы исповедуем Его как «Господа животворящего». Дух Святой, данный ученикам в первый вечер Пасхи и имеющий сойти на них через пятьдесят дней, — это Дух Божий, восхитивший Христа из власти смерти и являющий Его в Воскресении Сыном Божиим. Он «открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых» (Рим. 1, 4).
Сразу же после Воскресения Господь дает Своим ученикам власть освобождать человека от зла. «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Отныне апостолы — носители Божественного милосердия, подобно Самому Христу. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Церкви, христианам вверяется дело, о котором Христос говорит в начале Своего служения: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4, 18—19). Являемся ли мы хоть в самой малой мере носителями этого Духа — Духа, дающего жизнь, Духа любви и прощения во имя Христово? Прощение — это пасхальная благодать.
Церковь должна донести благовестие прощения людям. Но что значат слова: «На ком оставите грехи, на том останутся»? Где подлинное покаяние, там несомненно подается прощение грехов. Но где покаяния нет или где ложное упование на любовь и милосердие Божие, Церковь должна сказать, что пока не изменится сердце человека, не может быть прощения. Власть прощать грехи была дана Церкви вместе с властью предупредить людей, что прощение не получает тот, кто не кается. Долг Церкви — возвестить всем кающимся, что «прощение от гроба возсия», и предупредить не желающих покаяться, что они испытывают долготерпение Божие. Долг Церкви среди торжества Пасхи — возвысить свой голос против пропаганды греха как нормы. Где отвергается жизнь по совести и стыду, невозможно говорить о благодати Воскресения.
Христос победил грех и смерть каждого человека, и все заключается только в том, чтобы принять этот дар. Грех Фомы был в том, что он видел только смерть (как и в случае с Лазарем четверодневным). Но в его неверии была глубина страдания — можно сказать, глубина покаяния, не мыслящего жизни без торжества правды. Кто не видит Крестной смерти Христовой, не увидит Его Воскресения. Через восемь дней Господь скажет Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Фома прикоснется ко Господу или, вернее, Господь прикоснется к нему. О Христе сказано в Евангелии: «Все, кто прикасался к Нему, исцелялись». Все, кто прикасается к воскресшему Христу, исцеляются от тяжкого греха сомнений и начинают жить Им в истине.
«Господь мой и Бог мой!» — скажет Фома перед воскресшим Христом. Эта вера в воскресшего Господа сделает его апостолом, и в то же время она явится содержанием его апостольства. Вера как свет, который нельзя держать под спудом. Да будут эти слова апостола Фомы последними нашими словами здесь на земле и нашим первым криком в сиянии Его Царства!
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий