Церковь в современном мире
Слово в Неделю 7 по Пасхе
Господь вознесся со славой на небо с пречистою Своею Плотию. Святая Церковь переживает эти десять дней со дня Вознесения до праздника Святой Троицы как великое ожидание завершения дела нашего спасения — дарования Духом Святым Божественной жизни, которую Христос принес на землю.
Мы видим в эти дни молитвенного молчания, как ученики Господа пребывают все вместе, являя собой как бы образ всей Церкви и нас, ожидающих сегодня праздник Пресвятой Троицы. Среди них — Божия Матерь, Которая упоминается только однажды в книге Деяний святых апостолов. Она явилась средоточием всех молитвенных устремлений учеников Христовых ко Господу, как и сегодня мы молитвенно надеемся на то, что Господь сподобит нас даров Святого Духа, связанных с Божией Матерью, с Ее милостивым предстательством.
По Вознесении Господнем происходит избрание апостола на место отпавшего предательством Иуды (Деян. 1, 15—26). Для этого необходимо, во-первых, чтобы этот человек был свидетелем Воскресения Христова. Всякий, кто хочет исполнять служение Церкви ради ее возрастания, должен не просто принять от кого-то эту пасхальную радость, но должен своими очами видеть то, что Христос совершил на земле — Его победу над смертью. Это условие и для посвящения в священство, говорят нам святые отцы. Только «Воскресение Христово видевше», человек становится способным благовествовать о Воскресении Христовом. Каждый христианин, чтобы исполнить свое христианское служение в полноте, должен быть свидетелем Воскресения Христова — Божиим откровением, по дару Духа Святого.
И во-вторых, это должен быть человек, который во все дни был с Господом, с самого начала Его служения. Таким человеком, свидетелем Христа во все дни Его жизни, должен быть не только тот, кто призывается на особое служение в Церкви, но каждый христианин. Во все дни мы должны быть со Христом. Не только когда мы знаем благодать Божию и не только когда предстоим пред Господом за Божественной литургией, но во все дни мы должны внимать тому, что говорит Христос, и всегда быть с Господом.
Сегодня Церковь совершает память святых отцов I Вселенского Собора, которые утвердили догмат о Божественной природе Христа, о Боговоплощении, о том, что Бог стал человеком, для того чтобы человек по дару Божию мог стать богом.
Сокрушив ересь Ария, Церковь размышляет о самом главном — о том, что Бог вошел в историю, приобщился человеческой жизни и, совершив все необходимое для нашего спасения, не отлучается от нас, но пребывает с нами как Бог. И все в нашей жизни должно определяться этим. С одной стороны — ожидание, благодаря дару приобщения всей полноте жизни Пресвятой Троицы, а с другой — напоминание святой Церкви, что мы призваны противостоять всякому нечестию, лжи — смертельной угрозе для нашего спасения и спасения других людей.
Мы слышим два удивительных слова, перекликающихся друг с другом: слово апостола Павла, когда он прощается с Ефесской паствой, и слово Спасителя в Его прощальной беседе с учениками. Апостол Павел говорит своим ученикам: «По отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20, 29—30). Мы помним слово Христово о волках и о пастве — о том, что Церковь нуждается в истинных бесстрашных пастырях, которые не боялись бы этих волков и не бежали, оставляя стадо Христово на растерзание. А апостол говорит о том, что эти волки появятся внутри самой Церкви, и из-за них путь истины для многих людей будет в поругании, так что они последуют этому соблазну. Как важно нам исповедовать нашу веру не одним только внешним исповеданием, но знать ее так, чтобы никто и никогда не мог нас смутить или устрашить и отлучить от любви Христовой.
Господь в Своей беседе с учениками говорит о том, что Он молится о всех верных, чтобы они были сохранены в истине, и истиной были освящены. Он говорит о том, что все, что Его, принадлежит Отцу, и все, что принадлежит Отцу, Ему принадлежит, и принадлежит тем, которые верят в Него. «Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16, 15).
Господь молится о тех, кто уверовал, что Он Сын Божий. Он молится не о всем мире, а только о тех, кто верует в Него. «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои» — эти слова заставляют задуматься каждого. Господь хочет сказать нам о том отступлении, которое будет постепенно происходить в мире, и будет возрастать, когда мир станет восприниматься уже не просто как то, что сотворено Богом и искажено грехом, а как человеческое общество, объединяющееся без Бога. И против Бога.
Давно ли на наших глазах происходило то объединение человеческого общества без Бога, которое называлось коммунистическим коллективизмом с постепенным растворением в нем личности? Наконец, происходит уже новое, более страшное объединение — когда грех утверждается как норма жизни. Все можно, и люди находят в этом свое единство. Это и есть та самая коллективная подлость, которая подталкивает людей на бесстрашное преступление всех спасительных запретов, установленных Богом.
Организованное общество без Бога в конце концов найдет новую форму, когда прежний опыт объединится с новым. И к этому присоединится попытка лютых волков, не щадящих стада, внутри Церкви расшатать основания веры — догматы, установленные Церковью, — в попытках соединиться с ложными исповеданиями, соединить истину с ложью. И тогда грех в мире будет утвержден как норма. Тогда будут сделаны попытки поколебать заповедь Христову в самой Церкви. Оправдать возможность отступления от заповедей под предлогом, что бывают такие обстоятельства, когда исполнение заповеди не является абсолютно обязательным ради достижения единства и общего блага, в том числе церковного; ради сохранения самой Церкви во внешнем мире и ради сохранения жизни и безопасности каждого из ее членов.
Церковь, ожидающая сошествия Святого Духа, должна видеть эту опасность, потому что чем яснее открывается истина, тем неистовее восстание против нее врагов истины. И тем к большему, углубленному, осмысленному и действенному участию в стоянии за истину призывается каждый христианин, узнавший, что Христос воскрес, и старающийся во все дни своей жизни пребывать с Господом.
«Не о том Я молю, — говорит Христос, — чтобы взял их от мира», а о том, чтобы они не растворились в этом мире. Одно не менее драгоценно другого. Церковь Христова не от мира сего. Только когда Церковь неотмирна, когда она не сливается с миром, с его грехом и заблуждениями, когда она устремлена к тому, чтобы причаститься Божественной силе и мудрости, — только тогда она способна существовать в этом мире.
Но не для того дается Церкви Христовой дар быть не от мира сего, чтобы она ушла из мира. Не для того Христос пришел на землю и пролил Кровь, чтобы мы радовались своему благочестию и не печалились о том, что весь остальной мир, который Бог возлюбил до смерти Своего Единородного Сына, идет к гибели.
Да будет дано нам в эти дни понять место, где пребывает наша Церковь! Она родилась в день Пятидесятницы. Она причастна всем тайнам Христовым, всему, что совершил Господь нашего ради спасения. Снова и снова, пока мы живы, повторяется круг богослужений, чтобы мы осознали нашу жажду Духа истины, без которой мы погибнем и станем неотличимыми от мира сего. Чтобы в этом чаянии присутствовала правда, которую Господь открывает Своим ученикам в отношениях с миром, лежащем во зле и во лжи, но тоже призванным к спасению нашим участием, нашим приобщением к Богу Живому.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий