Три разных участия в празднике
Слово на Рождество Иоанна Предтечи
В рождестве Предтечи мы можем увидеть три совершенно разных отношения к этому событию тех, кто окружал явившегося на свет младенца. Множество людей — все соседи собрались, услышав об этой потрясающей новости. Они представляют собой тех, кто чисто внешне участвует в радости рождения, — радуются, что человек родился, но нисколько не задумываются о том, что значит это рождение, что предшествовало ему и что ждет впереди этого человека.
Для многих христиан характерно такое же отношение к церковным праздникам. Посещая храм в праздник Рождества Предтечи, двунадесятые праздники, они не задумываются о том, что было до этого, с чего начиналась история нашего спасения, что ждет впереди всех нас, какой путь мы должны пройти — просто стоят на службе вместе со всеми, молятся, как будто бы участвуя в этом. Они живут моментом, тем, что совершается сейчас в этом празднике — может быть, даже не только в празднике, а в окружающей жизни, — но не связывают это ни с чем. Жизнь направляет веру и ведет ее, а не вера окрашивает жизнь и придает ей единственный смысл и силу, без которой все не имеет значения. Отсюда теплохладность в вере. Человек делается неспособным проникнуть в Промысл Божий, понять, почему Церкви дан этот праздник, почему эти события сейчас происходят. Он безучастен к тому, что Бог надеется совершить с родом человеческим, или хотя бы с тем народом, в котором он живет.
Есть другое отношение к рождению младенца — его являют святые праведные Захария и Елисавета. Для них это событие — встреча с Богом. То, что младенец родился, то, что это чудо произошло, они связывают со своим отношением к Богу и с надеждой на соединение с Богом в будущем. Есть такие христиане, которые всегда заботятся о том, чтобы вера их углублялась, чтобы открывалось им присутствие Божие в том, что совершается в празднике, чтобы очевидным было действие Промысла Божия в том, что происходит во всех событиях. Для них важно увидеть и прошлое, которое вело к этому событию и к этому празднику, и они надеются на будущее, уготованное Господом для них.
Но есть самое главное отношение. Это отношение Бога к рождению младенца, отношение Бога к рождению Предтечи, отношение, которое можно назвать явлением верности Бога. Рождество Предтечи — это праздник верности Бога Своим обещаниям. То, что Бог обещал когда-то роду человеческому в древности, когда утратило человечество истинную жизнь и попало под власть зла и смерти. Обещание Божие об избавлении от этого рабства исполняется для этих людей. Надежда на будущее присутствует в этом празднике верности Бога, потому что Предтеча будет тем, кто уготовит путь грядущему Мессии, Спасителю мира.
Мы не можем, участвуя в этом празднике, не изумляться вместе со святыми праведными Захарией и Елисаветой тому, что Бог совершил в истории рода человеческого, в судьбе нашего народа, лично в судьбе каждого из нас. Можно быть толпой, присутствуя в самой Церкви. Радоваться песнопениям, не задумываясь о смысле праздника, о глубине того, что этот праздник раскрывает в нашей жизни. А нужно быть теми, кем явились святые праведные Захария и Елисавета в день рождения их младенца.
Когда человек чисто внешне участвует в празднике, его радость можно уподобить огню, который недолго горит. Эта радость может быть и естественной. Она горит до тех пор, пока есть достаточно дров, чтобы возгревать этот огонь. Но проходит немного времени, и остается только пепел. Для подлинного участия в том, что Господь дарует нам, требуется иное отношение. Тогда пламя радости будет таким, которое дает узнать присутствие Самого Бога в этом событии, в этом празднике. Тем, что освящает всю нашу будущую жизнь, укрепляет нас мужеством принять любой зов Господень, потому что мы знаем, что Господь присутствует во всех событиях нашей жизни, и Он предваряет нас заранее Своей милостью. Он исполняет все обещания, которые когда-либо Он давал верным Своим. И Он ведет нас к жизни совершенной.
О трех вещах будем помнить, совершая сегодняшний праздник. То, чему учит Предтеча. О покаянии, прежде всего. Покайтесь, говорит он, ибо приблизилось Царство Небесное. Это есть путь всего рода человеческого и каждого из нас. Чем больше мы сознаем, насколько это Царство Божие приблизилось, чем глубже дается нам пережить праздник, узнать благодать Христову, тем осмысленнее будет наше покаяние, изменение всей нашей жизни с серой, тусклой, греховной на прекрасную, Богом преображаемую.
Во-вторых, Предтеча послан для того, чтобы уготовить путь Господень. Каждый из нас в этом смысле должен быть предтечей для Господа. Предтечей для другого человека, чтобы жизнью своей открыть другому человеку истинную подлинную жизнь во Христе. И предтечей для самого себя. Уготовить Господу крещение огнем и духом, благодатное познание того, что Бог есть, покаянной жизнью, жизнью по правде Божией.
Наконец, Предтеча — это тот, чей взор всецело устремлен на Христа. Он забывает о себе, он не видит себя, он радуется тому, что становится все меньше и как бы совсем исчезает, оттого что Христос является другим. «Се, Агнец Божий, вземлющий грехи мира», — говорит он о Христе. И Откровение апостола Иоанна Богослова говорит нам о браке Агнца. О Том, Кто берет на Себя грехи мира, сподобляет всех кающихся небесной радости быть вместе с Вечным Женихом. Но путь этот предполагает такую верность Господу, о которой Сам Христос говорит: «Се Аз посылаю вас как агнцев посреди волков». Чтобы мы приняли с благодарностью от Бога честь и милость быть одного с Ним рода, человеческого и Божественного, по дару Христа. Первым в котором вслед за Божией Матерью является больший из рожденных женами.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий