Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Церковь Святая наша празднует сегодня торжество Небесных Сил бесплотных, и исповедуем мы эту тайну в нашей жизни, что силы небесные с нами всегда и в самые решающие часы нашей жизни. За Божественной Литургией мы молимся вместе с ними, вместе совершается всё, все эти таинственные священнодействия, к которым с трепетом приникают ангелы. Совершается вход с Евангелием, священник читает молитву: “Сотвори со входом нашим входу Святых ангелов быть, сослужащих нам и сославословящих Твою славу”. Это не слова, это то, что происходит с Церковью. И песнь херувимская, когда вся Церковь, молящаяся прежде, чем наступит таинство пресуществления, великая тайна, всегда присутствующая среди нас, воплощения Слова Божия, Его Крестной смерти и Воскресения, приобщения нашей плоти и крови, всей нашей жизни. Эта херувимская песнь и Евхаристический канон, где все ангелы, как в откровении, как было показано апостолу Иоанну Богослову, вместе с двадцатью четырьмя старцами, со всей Церковью, припадая к Престолу Божию, вопиют: “Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Исполнь небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних. Благословен Грядый во имя Господне”. Это реальность, о которой свидетельствует опыт Церкви в лице святых ее. Мы знаем, как преподобному Серафиму во время Божественной Литургии открылся Господь с сонмом ангелов, присутствующих за этим служением. Как преподобному Сергию сослужил ангел во время Божественной Литургии.
Это всегда происходит. Это напоминание, что Господь, все святые, все любящие Бога не оставляют тех, которые к Богу стремятся. И это не только за Божественной Литургией происходит, это во всей жизни происходит нашей. И идет та самая война, которая началась когда-то на небе между Архистратигом Божиим Михаилом и предателями Бога, отступниками от Него, сатаной и всеми его подлыми клевретами, идет эта страшная война здесь на земле людей. И как сказала одна монахиня, подвижница, вся жизнь христианина заключается в том, что то враг побеждает нас, то мы его побеждаем. То он тебя бросит в этой схватке рукопашной, то ты его. И Господь Сам участвует в этом сражении. Потому не зависит исход его от того, сколько здесь тех, кто на стороне Бога, правды Его, и добра, и сколько их. То откровение, которое было когда-то пророку Даниилу: “Не бойся, нас больше, чем их”, до скончания века имеет силу.
Когда преподобный Макарий Великий изнемогал в сражении с бесами, физическом просто сражении, и потерял все свои силы, и душевные, и телесные, и уже был близок к той пропасти тьмы и отчаяния, потому что превосходил враг его силы, он воззвал ко Господу уже умирающим своим дыханием, и вдруг увидел перед собой Христа с сонмами ангелов и спросил: “Где же Ты был, сладчайший Господи, когда я Тебя звал во время всего этого сражения?” Господь сказал: “С самого начала я не отступал от тебя и видел, как ты мужественно сражаешься с этими бесами”.
Это происходит во всей жизни нашей всегда, во всякой нашей серьезной борьбе за заповедь Божию. Это совершается в жизни нашей общины. Было видение одному подвижнику, когда в одном приходе было какое-то разделение и ссоры, и он молился Господу, он видел сражение небесных сил бесплотных с бесами. И то, что происходит в Церкви, предполагает участие всех сил в этой войне. И это предполагает, что не только наша личная жизнь, не только то, что происходит с каждым из нас в молитвенном нашем противостоянии греху, имеет значение. Но и всё, что происходит с другими людьми в Церкви и со всем человечеством.
Оттого что подлинно серьезным, глубоким было противостояние злым силам, всё было иным у нас на земле. И воздух, можно сказать, был иной. Исполнен присутствия этой ангельской святости. Но как случилось, что ветер вдруг переменился и повеяло злосмрадием по всей планете, не только в России, и особенно в России? Откуда вдруг такое расцерковление людей произошло и утрата всех ориентиров? Разве не напоминает нам это, что война, которая происходит между Господом и верными Ему разумными существами против темных сил, простирается на судьбы всего человечества. И тонкое различение духов для того, кто всю жизнь свою посвящает молитве, не может разниться ни в чем от внимательного рассмотрения событий, решающих судьбы мира. И жизнь созерцательная и деятельная по учению святых отцов должна быть исполнена той же любви, должна исходить из одного и того же источника молитвы и должна приводить к тому же самому сражению, которое всегда происходит.
Сегодня Господь утешает нас с тем, чтобы мы не унывали, видя, как много мрачного и безнадежного вокруг нас, видя то, что происходит с народом нашим, с Россией, с Церковью нашей. Он говорит: “Я видел сатану, как молнию, спавшего с небес. И вот даю я вам власть наступать на змей, на скорпионов, на всю силу вражию и ничто вам не повредит”. Однако, добавляет Господь, «радуйтесь не о том, что бесы вам повинуются, радуйтесь о том, что имена ваши написаны на небесах”. Господь утешает нас, говоря, что сатана уже сокрушен, уже нанесен ему смертельный удар. И мы знаем, что Крестом и Воскресением Своим Христос совершил это на веки вечные, но окончательная победа, торжество добра, откладывается до тех пор, пока войдет в нее полное число тех, которые примут участие в этой победе Божией, которые засвидетельствуют своей жизнью, что им дороже Христос и правда Его, чем всё остальное на свете.
И Господь открывает самую главную тайну духовной жизни, самую главную тайну нашей крепости, смысл того, за что мы должны сражаться. Он говорит о смирении и о гордости, о том, что гордостью пал сатана, денница, глава всех ангелов, который был светел, как молния, который стал мрачен, как преисподняя, как мрачный мрак, оттого что он возгордился, оттого что все дары светлые, которые Господь ему даровал, он присвоил себе. Спал с небес. И смирением прославляются все ангелы Божии и Архистратиг Божий Михаил, который исповедал свою верность Христу словами “кто, яко Бог” с изумлением перед тайной нашего Бога, Его любви, Его чистоты, Его правды, и обрел силу Божию, точно так же, как архангел Гавриил, имя которого значит “крепость Божия”, точно так же как архангел Рафаил, имя которого значит “исцеление Божие”. Смирением своим безмерным пред Господом обретают силу и мудрость, и чистоту, и крепость Самого Господа ангелы и все разумные существа, и мы в особенной степени, потому что плоти и крови нашей смиренно приобщился Господь.
И в этой тайне смирения Господь как бы показывает нам, чтобы мы не присваивали себе то, что принадлежит Господу. Видя, как совершается с самого начала явление Христа, победоносное шествие его в истории, видя этот путь Его от победы к победе, не себе присваивали эту победу, а знали, что Господь всё это совершил. И помнили, что самое главное в нашей жизни не то, что мы сделали для Господа нашего, а что Господь сделал и делает для нас. Это самое главное в нашей жизни. И этому самому главному мы можем приобщиться только через тайну смирения. И не те победы, которые мы можем с помощью Божией одолевать, имеют самое главное значение в нашей жизни, а то, что имена наши написаны на небесах. Что мы Христовы, что мы христиане, если мы на самом деле, то это больше всего, чем всё остальное. Чтобы мы научились этой тайне смирения.
В своем триумфальном шествии Господь одновременно ведет нас от поражения к поражению. Мы видим, как Церковь терпит эти поражения. И великие события истории, отпадение западной Церкви от Православия и другие бесконечно идущие разделения и расколы, нашествие Магомета, этой звезды Полынь, как говорят отцы Церкви, на землю, на Православие, революция 17-го года в России, та вакханалия магии и разврата, которая сегодня происходит в нашей стране, вся эта страшная война против Церкви и поражения наши, потому что за наши грехи Господь одновременно попускает это. Но одновременно через это научает нас именно тайне смирения. Именно крепко смиряет нас через все эти события, точно так же как в нашей личной жизни, скорбями, чтобы мы научались через это самому главному, чему должны научиться, и приобретали всё, что хочет нам Господь дать — Его смирение, а в нем полноту всех Его даров.
Господь предупреждает нас особенно в наши последние времена, сатана, который хочет всегда явиться ангелом света, проповедует лжесмирение всюду и в самой Церкви. Когда говорят, чтобы мы закрывали глаза и не обращали внимания на то сатанинское зло, губящее миллионы душ, за которые Христос Кровь Свою пролил, и не видели это зло, смиренно закрывали глаза, то смирение, которое паче гордыни, та ложь вражия, то равнодушие, которое ужаснее всех других духовных бед для Церкви, для всякого христианина, когда, прикрываясь светом смирения, торжествует сатана. Воинствование, о котором говорят небесные ангелы, должно быть определяющей чертой в соединении с Божественным смирением каждого христианина. Воинствование всегда за истину, за правду Божию в душе человеческой и в истории, и одно неотделимо от другого.
Смирение есть всегда полнота правды Божией, потому что всякому греху, как учат нас святые отцы, предшествует гордость. И во всяком грехе печатью его и сутью его является эта гордость. Точно так же как добродетель — это смирение Божественное Христово.
Значит, только воюя, воинствуя за Христа вместе со святыми ангелами за ту правду, которую Он открывает нам в Евангелии, за ту любовь, которой Он нас утешает во время Божественной Литургии, можем мы по настоящему принимать участие в сегодняшнем торжестве. Аминь
протоиерей Александр Шаргунов
Божественная Литургия 21 ноября 2001 года
Добавить комментарий