Если мы в земном богатстве неверны, кто доверит нам небесное?
Слово в Неделю 8-ю по Пятидесятнице
Сегодняшнее Евангелие повествует об одном из бесчисленных чудес, которые совершил, совершает и будет совершать до скончания мира наш Господь. Мы все хорошо знаем, что произошло. Христос вместе со Своими учениками отправился в уединенное место, и люди, которые любили Его и восхищались Им, очень скучали по Нему. Вы помните постоянный рефрен в писаниях преподобного Силуана Афонского: «Скучает душа моя о Господе»? Они испытывали большую нужду во Христе, чем голодный в хлебе, жаждущий в воде, больной в лекарстве. Они искали Его, и наконец нашли Его в пустыне, в которую Он удалился. Люди со всех селений шли сюда, и через короткое время пустыня стала густонаселенной.
Христос начал учить людей. Они с радостью слушали Его прекрасное учение. Даже после нескольких часов они не уставали слушать своего Господа. Счастье, которое они переживали, слушая Христа, было столь велико, что они забыли о еде. Слова Христовы были отборной сладкой пищей, слаще меда. Кроме того, Христос исцелил больных, которых люди привели с собой. Время шло, становилось поздно, солнце склонялось к закату. Ученики Христовы стали беспокоиться о проголодавшейся толпе. Они попросили Христа отпустить людей, чтобы те могли пойти в близлежащие селения и найти себе пищу. Но Христос не согласился с ними. «Вы, — сказал Он, — должны дать им есть». «Мы? — ответили апостолы. — У нас всего-то пять хлебов и две рыбы. Невозможно накормить всех таким количеством».
Тогда Христос повелел людям сесть на траву. Он взял пять хлебов и две рыбы в Свои Святейшие руки, возвел глаза к небу, помолился, и дал хлебы и рыбы ученикам, чтобы они раздали их. Раздавая хлебы, ученики стали свидетелями великого чуда. Хлебы и рыбы умножились так, что пищи стало достаточно, чтобы накормить всех. Одних мужчин было пять тысяч. Добавьте к этому число женщин и детей — будет целый город, который ел и насытился от пяти хлебов и двух рыб.
Неверующие и атеисты не хотят принять чудо умножения хлебов. Но на самом деле, это чудо повторяется во всем мире. Говорят, например, что до открытия Америки выращивание пшеницы было неизвестно на этом континенте. Когда прибыли первые поселенцы, они привезли с собой несколько мешков пшеницы. Очистили необработанную землю и засеяли ее. Немного было посеяно. Но когда пришло время урожая, люди увидели, что пшеница так умножилась, что пришлось строить обширные зернохранилища. Малое стало многим. С обработкой новых земель пшеница непрестанно умножалась. Таким образом, эта земля стала житницей для многих стран мира. То же самое было с нашей Сибирью. Представьте, небольшое количество так потрясающе возрастает и умножается. Разве это не чудо?
Бог вложил такую силу в семя, что оно возрастает в тридцать, в шестьдесят и во сто раз. Чудо, которое Христос совершил в пустыне с пятью хлебами, мы видим непрерывно происходящим в мире. Бог благословляет землю, и земля щедро возвращает посеянное урожаем, которого достаточно, чтобы прокормить миллионы и миллиарды людей.
Обратим сегодня внимание и на то, что Христос сказал Своим ученикам после этого чуда. Евангелие подчеркивает, что после трапезы остались хлебы, и Христос повелел Своим ученикам собрать их. Ученики заполнили двенадцать коробов — столько, сколько было их самих. Иуда-предатель тоже взял короб. Возникает вопрос: если Христос мог умножить хлебы и накормить ими столько людей, для чего повелел Он ученикам собрать оставшуюся пищу? Для того чтобы всякий раз, когда возникает нужда, они помнили, что Господь может благословить самый малый остаток и вновь умножить его.
То, что Христос сказал Своим ученикам, должны усвоить и мы. Повелевая Своим ученикам собрать оставшееся, Он хочет научить нас быть добрыми распорядителями Его богатств. Бережливость — добродетель, которая находится между двумя крайностями: скупостью и расточительностью. Скупость, это когда собирают как можно больше и ничего не тратят, берут и никогда не дают. Это одна крайность. Другая — расточительность. Это когда тратят больше, чем имеют. То и другое грех, осуждаемый Евангелием.
Мы знаем, что в наше время не только скупость, но и расточительность становится серьезной проблемой. Люди, живущие в больших промышленных странах, расточают огромное количество товаров, природных ресурсов и денег. Большая часть этих трат совершенно бессмысленна. Каждый день на помойку выбрасываются тонны еды, в то время как в иных местах многие катастрофически недоедают. Новое общество расточительности и мотовства, так называемое «общество потребления» в Европе и Америке утверждает такой стиль жизни как норму. Количество того, что это общество тратит или расточает сверх нужды, и есть мера его достижений. А посмотрите, что делается в нашей самой одаренной природными богатствами стране. Нищета. Расточительность прибравших к своим рукам все эти богатства угрожает гибелью нашему народу. Расточительность власть имущих — смертельная опасность для всего человечества. Возьмите, например, нефть. Бог заготовил для людей огромные запасы этой ценной жидкости в недрах земли — целые подземные реки, озера и моря. Ученые говорят, что если разумно и экономно их тратить, хватило бы на многие столетия. Но невероятная расточительность приводит к тому, что и эти колодцы начинают пересыхать, так что скоро может остановиться вся промышленность и производство. Мир расточительствует в нефти, расточительствует в пище, расточительствует в питье, расточительствует в одежде, расточительствует во всем. И вступает в непрекращающийся кризис.
О, двенадцать коробов сегодняшнего Евангелия! Научите это расточительное человечество тому, как важно быть бережливым. Научите людей, что материальные богатства, дарованные нам благостью Божией, нельзя расточать впустую, мы должны использовать их разумно. А что сказать нам о нашей ответственности за духовные дары? «Верный в малом и во многом верен, — говорит Господь, — а неверный в малом неверен и во многом». Если мы в земном богатстве неверны, кто доверит нам небесное?
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий