Слово на Рождество Христово
Еще раз по милости Божией вступаем мы в праздник Рождества Христова, который, по слову святого Иоанна Златоуста, будет присутствовать во всех наших праздниках и в Пасхе Христовой. И словами ангелов Рождественской ночи: «Слава в Вышних Богу, на земле мир, в человецех благоволение», которые до сих пор звучат в наших душах, будет начинаться каждый день богослужение утрени.
Кто же Этот Человек, кто Этот Младенец, повитый в яслях? Поколение за поколением, люди всех языков и народов стекаются вокруг Его колыбели. С земным поклоном, касаясь лбом земли, простираются они перед Ним. Никто из новорожденных когда-либо не был так любим. Но и никто никогда не был так отвергаем, как Он. Там, где Он, течет кровь — невинная кровь из-за Него. Он простирает к человечеству Свои младенческие ладони, и все армии мира вступают в сражение.
Кажется, все крепости должны пасть перед Тем, чья единственная защита — младенческая ясность глаз. Но нет — все средства хороши. Всех младенцев Его возраста убьют, Его изгонят из всей страны, Он будет бежать с Матерью Своей в Египет, и вместе с Ними будет расти поток беженцев из века в век, заполняя все дороги мира. Как это происходит, например, сегодня, у нас на глазах. Начиная с Его родины, от убийственного Иерусалима, вся земля дышит убийством.
Все завершится тем, что Его где-то загонят в угол, надсмеются над Ним, оплюют, замучают, убьют Его. Так поступили с Ним тогда, и так продолжается сейчас. Через 2000 лет напряжение не стихло. Его по-прежнему влекут от суда к суду, Его обвинители выносят Ему снова и снова тяжкие приговоры. Кто сможет что-либо предпринять, чтобы их отвести?
Ироду не удалось Его погубить. Он непонятным образом ускользнул, когда тот избивал младенцев. Может быть, следовало убить младенцев не только в Вифлееме, но во всех городах и селениях Земли, чтобы Его не упустить? Убивают же сегодня миллионы и миллионы еще не родившихся младенцев — может быть, из той же злобной иродовой мести за то, что не удалось убить Его. Не сами матери, конечно, исполнены такой злобы, но, несомненно, диавол, который научает их этому преступлению. Конечно, прежде всего по этой причине он стремится уничтожить все человечество, всех людей до единого.
А может быть, вовсе не обязательно проливать реки крови? Сегодня стало ясно, что бесполезно пытаться уничтожить верующих испытанными средствами. Сколько их убивали — миллионы — в надежде достать Его Самого. Не то, чтобы это перестают делать — по-прежнему это делают. Но это не помогает. Число верующих от этого только растет. Не лучше ли поступить по-другому? Отделить Его и Церковь Его от мира, сделать их совершенно «безопасными для общества»? Пусть Церковь молчит. Пусть поют в своих храмах. Пусть закроются в них и занимаются там своими чудачествами, а нам не мешают заниматься своими делами. И мы оставим Его в покое. На время, конечно. Потому что этого недостаточно. Надо сделать все, чтобы Церковь не видела ран мира и ран Христа. Пусть на улицах будут плакаты «С Рождеством Христовым» и «Христос — суперзвезда», а рядом с ними и рядом с их храмами — похабные рекламы с призывами: «Купите себе немного удовольствия».
Не только древние и новые еретики-богословы, все, по существу, СМИ, на Западе уже давно, а у нас — последнее десятилетие — весь мозг мира, все гении современной массовой псевдокультуры пытаются создать из разных кусочков такого Христа, который больше просто не имеет права быть тем, что Он о Себе говорит. Они хотят, чтобы Он был как все — да, сверхчеловеком, но именно так, как каждый сегодня приглашается быть сверхчеловеком, свободной личностью без всяких нравственных и прочих запретов. Он, как все, в нем простая проекция всех наших человеческих фантазий. Не Младенец в Вифлеемских яслях, не плоть и кровь, а призрак.
Уже не смешивают христианство с идеологией марксистов, это вчерашний день Европы и Латинской Америки. Сегодня в университетах на Западе преподается как высшая мудрость восточная теософия с христианской окраской (современный вариант докетизма, сатанинской ереси, с которой так яростно сражались святые апостолы Павел и Иоанн Богослов). Для современного образованного человека Христос должен стоять в одном ряду с Буддой и Магометом, с Кришной и другими духовными «гениями» человечества.
Надо, в конце концов, искоренить то, что о Нем говорит Церковь, в Святой Земле и в Святой Руси, но тонко, прикрыто. Никто не заметит этой подмены. Это будет копия Его — тот, кто вместо Христа. Антихрист.
В конце концов им нужна Церковь, которая уже не обличает зло, когда оно становится нормой жизни.
Русская Православная Церковь, говорят они, давно превратилась в археологический музей. Пусть она и остается таковым. Но разве не пора произвести в ней, как и во всей России, «перестройку», как сказал один из наших властителей-олигархов? Разве она не нуждается в обновленческих реформах?
Коротко говоря, им нужно христианство без Христа и без Его Креста. Им не нужны ни Его слава, ни Его раны, ни Его Воскресение, ни Его Рождество. Они слишком хорошо знают, что Он славен Своим Крестом, что ранами Его мы все исцелились, и что Он влечет к Себе нищих духом Своей уязвимостью, и именно это опасно. Спрятав Его крест от Церкви, можно скрыть Его славу. Пусть больше не помнит никто о Его страданиях, потому что это всякий раз напоминает, что мы причинили их Ему. Надо сделать, чтобы всем было хорошо — избавить мир от сознания вины греха, от мук совести и от чувства стыда. Но чем больше они стараются достигнуть этого, чем больше возрастает грех, тем больше увеличиваются страдания в мире. Тем яснее проступает Крест Христов, предваряющий Его Второе Пришествие.
«Ваш Христос — не наш Христос»,- писал в свое время Победоносцев о христианстве Толстого. Тем более их Христос — не наш Христос. Они могут повторять слова Христа: «Приидите ко Мне», но не смогут добавить: «все труждающиеся и обремененные». Их Христос не падал на пути к Голгофе, не был распят рядом с разбойниками. И он не может никого исцелить. А человек боится исцеления, он не хочет признать, что он смертельно болен.
Им нужно изменить лик Христа, иначе все догадаются, что Он Бог и Человек. И все узнают, какой у нас Бог и кто мы. А лучше людям не знать ни Его, ни самих себя.
Они сами отвергли Того, Кто единственный может вернуть нам наше лицо.
Но никому не удастся отнять у нас нашего Христа — такого, каким дал нам Его Небесный Отец. Такого, каким Его возлюбили святые отцы, каким исповедали Его мученики и какому мы поклоняемся сегодня в Его Церкви и в Его мире. Не напрасно торжеством победы звучит в храмах в Рождественский сочельник, и в Крещенский сочельник мы вновь услышим эту песнь: «Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся. А иже паки возможете, паки побеждени будете. И иже аще совет совещаваете, разорит Господь. С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся». Аминь.
протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий