Только любовь исцеляет всю нашу некрасоту
Память святых отцов VII Вселенского Собора
Надо, чтобы этот воскресный день стал для нас праздником света. Каждый год мы совершаем в этот день память святых отцов последнего Седьмого Вселенского Собора. Собор был созван, чтобы утвердить нашу веру не только в святые иконы, но и в то, что они изображают. Иконы участвуют в наших молитвах, в наших богослужениях, и они открывают глазам веры тайну Царства Божия, о котором возвещает Христос.
Это тайна любви Отчей, это тайна Царства — Христос, ибо Он есть видимый образ Отца нашего Небесного. Он — Его Слово живое. И если наша вера в это явление Господа Иисуса Христа, в этот образ Отца — живая, она дана нам не для того только, чтобы мы это знали, но чтобы мы сами становились живыми иконами, людьми, преображенными Духом Христовым. Ибо мы можем познавать нашего Бога, только уподобляясь Ему, только духовно созерцая Его, только приемля Его.
В этом смысл евангельской притчи о сеятеле, которая часто читается за литургией в праздники святых икон. Земля и сеяние — два явления, изображающие то, как происходит наше приобщение Христу.
Земля сама по себе не может принести плода. И точно также семя. Одно никогда не может быть без другого. Но мы должны прежде всего понять, что земля должна быть обработана — иначе семя останется посеянным при дороге, на камне или среди терний. Земля должна быть обработана — она должна быть вспахана, чтобы семя принесло свой плод.
Иначе говоря, по нашему сердцу должен пройти плуг скорбей, чтобы оно могло произрастить жизнь. Но среди стольких ран, наносимых нам силами тьмы, нашими недугами и смертью наших близких, среди чудовищной искаженности мира, обезображенного подобными нам людьми, есть только одна рана, которая может дать нам жизнь. Наше сердце может стать живым, только любовью Христовой уязвившись, только красотой Его лика, только силой Его слова, этого Слова Отча, Которое отдает Себя, как сказано в Евангелии о Тайной Вечери, «до конца». Эта та тайна, которой мы приобщаемся за Божественной литургией. Издалека — ибо мы всегда далеки от Него, а Он совсем близок, рядом. Воскресший Господь является нам и говорит каждому из нас: «Любишь ли Меня?»
Вот какой раной должны мы желать быть уязвленными в нашем сердце. Ибо мы все созданы по образу Божию. Да, мы все замешаны Им как тесто, во всяком случае, мы приняли это семя Превечного Слова, Слова Отча, которое делает каждого человека существом, созданным по образу Божию. Но чтобы стать по подобию — подобным Ему, Его иконой — требуется время. Смысл нашей человеческой истории, всех событий, совершающихся на земле, — достигнуть этого обожения.
Сегодня нам вверено это слово Господа. Но чтобы принять Того, Кто есть наша жизнь, мы должны иметь сердце, которое молится. А молиться — это не значит говорить время от времени Богу самые прекрасные на свете слова, даже если это необходимо.
Сердце молящееся — это сердце, которое желает быть уязвленным красотой Господа Иисуса Христа. Молитва перед иконой Господа или перед иконой Его Пречистой Матери, Которая держит Его на руках и являет Его нам, — это то, что может перевернуть землю и перевернуть наше сердце. Как нам обрести такую молитву, такую жажду Бога, такую устремленность к Нему в верности и постоянстве? Как преодолеть нашу легковесность, ибо столь часто мы остаемся у края дороги? Как избавиться от своего ожесточения, окамененности от своих терний — от всех своих пустых привязанностей, от всего, что в конце концов производит только смерть?
Будем настойчиво просить друг за друга, особенно за Божественной литургией, чтобы даны были каждому из нас это благородство и эта щедрость, это постоянство и смирение. Чтобы мы обрели сердце, которое не откладывает своего покаяния со дня на день, но исполняется решимости всегда следовать за Господом, искать Его, быть охваченным Его любовью. Потому что только любовь преображает, исцеляет всю нашу некрасоту, делает нас подобными Самому Христу по дару Его.
Будем испрашивать этот дар быть уязвленными Его красотой. Свет невозможно охватить ни руками, ни глазами, ни умом. Свет приемлется только всем нашим существом — наполняя нас, он веселит нас своей красотой. Красота — это всегда красота любви. Христос, наш Свет Живой, влечет нас к Себе. Да будет дано нам узреть красоту Его лица, чтобы мы стали на самом деле иконами Божиими.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий