Благодатная связь поколений
Слово на Введение во Храм Пресвятой Богородицы
Введением Пречистой Девы Марии во Храм, после долгого ожидания обетования, начинается новое время, когда Сын Божий через Нее воспримет человеческую природу. Бог действует по благодати, не по хотению плоти и крови, как говорит Писание (Ин. 1, 13). С самого начала вера Пресвятой Девы — не просто плод человеческих усилий, но стяжание благодати и милости Божией, совершающей «вся во всех». Пречистая Отроковица — образ человеческого существа, которого коснулась благодать Божия и которое принимает этот дар с изумлением и благодарностью. Это становится основанием его жизни среди мрака земного существования. Все святые — свидетели побеждающей благодати Божией. Мы знаем это чудо победы благодати в конкретных личностях человеческой истории.
И эти ступеньки Иерусалимского Храма — не есть ли образ того, как человечество шло в течение долгих веков к встрече с Богом? Святые праведные Иоаким и Анна — неслучайно их имена всегда звучат на отпусте — как бы от лица всех ищущих Бога людей передают свою Дщерь священнику для духовного воспитания. Свое единственное, драгоценнейшее Чадо — дар Божий за их деннонощные молитвы в течение всей жизни — они смиренно возвращают Богу. В доме Господнем, где Пресвятая Отроковица будет возрастать, Она будет иметь возможность принять сокровище Предания Давидова, которое передавалось от поколения к поколению. Придет время, когда от Нее в свою очередь будет учиться по человечеству Христос. Из Ее Материнских уст Богомладенец будет слушать с великим благоговением первые молитвы, которым Она будет учить Его, как только Он начнет произносить первые слова. Какое богатство любви будет исходить из Ее сердца, исполненного благодати!
Задумаемся сегодня, как мы участвуем в жизни святого человечества. Мы также приняли несомненный дар веры от многих наших предков, которые хранили его и передавали как сокровище из рода в род. И мы имеем радостный долг сохранить это достояние, чтобы передать его другим. В наше время, когда идет открытая война против Церкви и против семьи, мы должны изо всех сил беречь и стараться умножить то, что нам дано. Замысел врага рода человеческого очевиден: создать разрыв между поколениями в надежде, что старое поколение вымрет, а новое удастся растлить. Мы должны сделать все, чтобы наша Церковь сохранила в неповрежденности тайны веры: «золото получил, золото передай». И чтобы присутствовал в наших христианских семьях дух молитвы и любви.
Родители, которые молятся вместе со своими детьми, могут легче найти доступ к их сердцам. И дети никогда не забудут помощи своих родителей в научении молитве, в осознании, как важно прибегать во всех обстоятельствах к заступничеству Божией Матери. Как должны быть они благодарны тем, кто научил их молиться, когда они были еще совсем маленькими! Вне сомнения, это лучшее наследство, которое может быть оставлено человеку. Новые обстоятельства нашего времени, когда распадаются семьи и дети отходят от Церкви, требуют от нас исключительной ответственности. Божия Матерь ждет, что мы будем теми, через кого хранится единство и между различными членами семьи. Что мы будем внимательными к слабым, проявим больше любви к тем, кто в ней более всего нуждается.
Праздник Введения напоминает нам, что родители должны благоговейно всматриваться в волю Божию относительно своих детей. Особенно, когда они обретают призвание всецелого посвящения себя Богу. Хорошо молить Господа об этом даре, желать его для своих детей, потому что это не лишение, а честь и радость. Самая великая честь и самая великая радость. И дети почувствуют, какая красота заключена в отдаче всех своих сил служению Царству Божию. Эта тема настолько важна, что хотелось бы сегодня остановиться на ней подробнее.
Естественно, что отцы и матери любят своих детей исключительным образом, более, чем всех других людей. Потому что нет более крепких связей, чем те, что существуют между родителями и детьми. Почитать своих родителей и воздавать честь тем, кто дал нам жизнь, — наша священная обязанность. Мы привязаны к нашим родителям. И утрата их составляет глубокое страдание для нас. Несмотря на это, Господь ставит условием Его ученичества — любить Его больше, чем наших родителей и наших детей. Может ли какой-либо человек требовать по отношению к себе такую всецелую привязанность? Существует секты, в которых гуру требуют от своих адептов полного подчинения. Слова Господа были бы преувеличением, мы готовы были бы их отвергнуть, если бы Он был просто человек. Ни один человек не может требовать, чтобы другие люди ставили его выше естественных человеческих связей.
Но эти слова обретают совершенно другой смысл, если Он — Сын Божий. Только Бог выше человека. Только Его мы можем и должны любить больше, чем самых дорогих для нас людей. Мы видим, что это означает, когда юные следуют зову Христа все оставить и следовать за Ним — в монашестве или священстве. Однако часто бывает, что родители резко противятся этому. Они боятся потерять свое дитя, они не готовы принести эту жертву Богу. Для того, кто слышит призыв Господа, наступает момент трудного решения между следованием за Господом и привязанностью к своим родителям. Несомненно, что у Церкви было бы больше всецело посвящающих себя Богу людей, если бы родители были готовы с радостью и пониманием принять их выбор. Но жизнь показывает, как Бог воздает за такую жертву. Многие родители могут свидетельствовать, что они не потеряли в этом случае свое дитя, но, напротив, получили великое воздаяние. Их жертва стала благословением Божиим для них.
И мы помним еще одно слово Христово: кто эгоистично и многозаботливо держится за свою жизнь и за то, что дорого ему, потеряет все. А кто, исполненный доверия Богу, предает себя в руки Его, тот обретет свою жизнь, даже если потребуется пожертвовать ею. Невозможно избежать скорбей, все мы должны понести тяжесть креста. И всегда мы стоим перед одним и тем же выбором. Нет ничего естественней желания защитить себя от скорбей. Но что делать, если все усилия достигнуть этого оказываются напрасными? Потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее. Нас не может не впечатлять, когда кто-то мужественно принимает свой крест, как из рук Божиих. Бог дает его, чтобы преобразить скорби в самую великую радость.
Потому-то Церковь сегодня уже в этом событии прославляет Божию Матерь, и, как в праздник Рождества Ее, чтит святых Ее родителей. Мы знаем, что теперь Она одесную Своего Божественного Сына во славе — первая в человеческом роде, с сонмом следующих за Нею святых. И Ее заступничеством мы совершаем наше вхождение в храм — туда, где храма уже не будет, потому что Сам Бог будет нашим храмом.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий