Крест Христов и сорок мучеников Севастийских
Слово в Неделю Крестопоклонную
«Кто хочет идти за Мною, — говорит нам сегодня Господь, — отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Кто хочет достигнуть Страстной седмицы и быть на Тайной Вечери в Великий Четверг вместе с апостолами, вместе со всеми возлюбившими Господа, кто хочет стоять у Креста Господня с Божией Матерью и апостолом Иоанном Богословом и со всей Церковью в Великую Пятницу, кто хочет войти в покой Великой святой Субботы и быть причастником Святой Пасхи, — тот да возьмет свой крест сегодня и последует за Спасителем. И будет хранить пост так, как открывает глубина и высота Креста Господня. Преподобный Исаак Сирин говорит, что дух наш не покоряется Кресту до тех пор, пока тело не покорится духу.
Господь не обещает нам легких путей, не предлагает ничего, что может показаться заманчивым и красивым. Весь мир исполнен этой лжи и обещаний, и от одних лживых обещаний, как мы видим, переходит к другим. Не только в политике. Все религии мира исполнены этой лжи, и всюду эта обманчивая легкость там, где нет Креста Христова.
Взять Крест Христов, говорят святые отцы, значит вспомнить, что он значил для христиан того времени, когда распинались преступники. Это значит быть готовым к тому, что тебя назовут преступником в мире, который скоро, наверное, дойдет уже до такого распада, когда исполнятся известные слова святого IV века преподобного Антония Великого: «Христианину скажут: ты безумствуешь, ты преступник, потому что не хочешь участвовать в общем безумии. Но мы заставим тебя быть как все».
Как чудесно, что в этом году воскресенье Крестопоклонной недели совпадает с памятью сорока мучеников Севастийских! Сорок мучеников, говорят святые отцы, освящают святую Четыредесятницу. Каждый день — мученичество, отдача своей жизни за Христа. Таков главный, предельный ориентир Великого поста. Потому в течение всего Поста Церковь обращается в своих молитвах в первую очередь к мученикам. Страданиями за Христа святые мученики Севастийские уподобились спасительной Страсти Христа. Страданиями за Христа наши новые мученики и исповедники, как и древние мученики, приобщились Кресту Христову, которым победили диавола. Они прошли сквозь огонь и воду и вошли в Царство Небесное.
Многими скорбями идет Церковь. Да будут для нас скорби спасением, потому что мы видим, что не все среди скорбей могут устоять в верности Господу. Так было с самого начала. И так будет до самого конца. Как от двенадцати апостолов отпал один, посвященный вместе с другими в сокровенные тайны Христовы, так и от сорока мучеников — не выдержавший испытания воин — в момент, когда венец славы уже был готов сойти на него. Но свято место пусто не бывает. Как апостол Матфий был избран на место отпавшего Иуды, как Савл из гонителя Церкви превратился в величайшего проповедника спасения, так было и с последним сороковым мучеником — внезапно обретшим веру исполнителем казни.
Многие первые будут последними и многие последние — первыми. Многие из тех, кто начинает поздно и мало обещает в вере, иногда — Божиим благословением — достигают большего познания в благодати и большую приносят пользу Церкви, чем те, кто раньше вошли в нее и казались более обещающими.
Услышим это предостережение, чтобы не ослабеть в ревности первой любви, чтобы доброе наше начало не оказалось для нас малозначащим. Воздаяние святым будет не за время их пребывания в Церкви, не по месту, которое они занимают в ней, но по мере достижения ими полноты возраста Христова. Страдающие за Христа в последние дни примут не меньшую награду, чем мученики и исповедники древней Церкви, хотя те были почитаемы в веках. И верные служители Господу наших дней — равное воздаяние с первыми отцами и верными пастырями Русской Церкви во времена гонений минувшего века. Более того, многие последние христиане будут прославлены больше первых.
Кто знает, может быть, Церковь в последние дни процветет больше, чем когда-либо. Какие работники будут посланы в виноградник в одиннадцатый час, и как обильно может излиться на них благодать Духа? И сколь многие должны страшиться, чтобы не оказаться в конце лицемерами! Ибо много званых, а мало избранных. Многие из внешних званы премудростью Божией, но отвергли ее, как слышим мы в дни Великого поста в книге Притчей. Мало избранных христиан по сравнению с множеством тех, кто только по имени христиане. Прикосновение Креста Христова к этому миру заключает нашу земную жизнь в более тесные границы, потому что она заключается в служении и самоотдаче. Но Господь Своим Воскресением и подвигом бесчисленных древних и новых мучеников дарует нам свидетельство, что значит любить Бога и что значит жить.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий