Тайна покаяния
Завершился наш путь от Великого поста и Страстной Седмицы и Воскресения Христова до Пятидесятницы, или лучше сказать, от Рождества Христова до сегодняшнего дня, и мы собрались в храме Божием Духом Святым.
Сейчас, после Божественной Литургии мы совершим вечерню пресветлого праздника Пресвятой Троицы с тремя коленопреклоненными молитвами — первый раз после пасхальных дней и Вознесения. Со страхом и трепетом преклоним колена пред Богом живым и принесем молитву покаяния и хвалы Творцу нашему, исповедаем наши заблуждения и грехи, каждый отдельно и все вместе, будем учиться носить в молитве, как в жизни, тяготы друг друга, со Христом, бремя Которого легко, и иго Которого — свет. Да будет дано нам узнать, что мы братья и сестры, что мы дети Божии, которые от радости этого дивного дара ищут того, чтобы все пришли к Богу.
Каждый отдельно и все вместе склонимся пред Господом, каждый со своею судьбой и своими привычками и поступками, которые могут быть замечательными и прекрасными, но которые также могут быть исполнены ошибок, и самое главное — грехов. Да простит нас Господь и даст нам избавление от всего безобразного и злого, чтобы мы уже не возвращались к этим грехам, не повторяли их, чтобы не пришлось снова упоминать о них. Пусть будут вычеркнуты они навсегда из нашей жизни! Но этого не произойдет, если не будет у нас подлинного покаяния. Только сейчас, во всей полноте постигаем мы слова Христовы: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
В чем каяться? Есть известный рассказ о священнике, который предложил одному чаду духовному, не видящему свои грехи, внимательно прочитать вечернюю молитву Святому Духу, где все подробно названо и перечислено, и когда этот человек сказал: «Вот этого греха у меня нет» — священник с изумлением ответил: «Неужели Дух Святой ошибся?»
Во многом надо нам каяться, но прежде всего в том, что в мире сейчас открыто и нагло заявляет себя и всюду господствует — в сребролюбии и сластолюбии, главных проявлениях себялюбия. В культе денег, разврата и гордыни, насаждаемых в обществе. Если есть в нашем сердце скрытая, неизжитая до конца любовь к маммоне, или похоть, или самоутверждение, с которыми мы не хотим расстаться, мы в какой-то степени, страшно сказать, тоже участвуем в строительстве вавилонской башни. Эта башня порою, кажется, достигает неба, однако сегодня очевиднее, чем когда-либо: строители говорят друг с другом, но уже не понимают друг друга. Эта башня рушится на глазах, и не только Россия погибнет под обломками коммунизма, как сказал писатель. Дело обстоит куда серьезней — весь мир погибнет под обломками этой вавилонской башни, если не будет покаяния.
Чтобы приготовить пути Господу, Духу Святому, прямыми сделать стези Его, мы без лукавства должны увидеть в себе малейшее присутствие прежде всего именно этих грехов. Только до конца освободившись от них, обретем мы силу от Господа противостоять этому злу в мире и побеждать это зло. Подлинное покаяние означает также полное изменение нашей личной, и церковной нашей жизни. Кто хочет стать причастником Духа Святого, ощутить Его, тот должен перестать плыть по течению, повернуться на сто восемьдесят градусов, в сторону ветра жизни Пятидесятницы, в направлении, куда дует Дух Святой.
Куда, в какую сторону Он дует? Дух, как ветер: не знаешь, откуда приходит, и куда уходит, — говорит Господь, однако, плоды Духа известны: любовь, радость, мир, кротость, воздержание, милосердие, вера, а те, кто Христовы, плоть свою распяли со страстьми и похотьми. И туда, куда показывают путь эти маяки, будем идти — к целостности жизни, разбитой грехом, к единению со всеми, живущими во Христе, и всеми от века в Господе усопшими, со всем святым человечеством, которое едино, потому что свято, и в котором без святости, как сказал древний философ, — неизбежная война всех против всех.
Да дарует нам Господь осознать боль разделения друг от друга — она ранит Христа, и не забудем, что все, что происходит с человечеством, зависит прежде всего от Церкви — только она свята, потому что Дух Святой пребывает в ней. Исповедуя единство, соборность и апостольство Церкви, в день рождения ее, будем помнить, что она — святая. Мы все время забываем, что мы должны быть святыми, поскольку наслаждаемся утешением Святого Духа, и всеми дарами Христовой Церкви. Путь Утешителя — единственный вечный путь, который Христос дал нам в Церкви, и нет другого пути. Наша жизнь должна становиться, если можно так сказать, утешительной, чтобы это могло ощущаться нами и всеми. Без святости ничто не имеет плода, и Церковь не имеет смысла. Дай Бог нам сегодня по-настоящему это глубоко пережить, что каждый из нас и все мы вместе нуждаемся в святости, в покаянии и прощении, молитве, истине и любви!
Итак, преклоним колена и будем молить Господа, чтобы было дано нам преображение и истинное откровение. Соединим нашу молитву с молитвою всех, преклоняющих сегодня колена в тысячах православных храмов, и с молитвою Церкви небесной. С нами Божия Матерь и святые апостолы, и все святые мужчины и женщины, известные и неизвестные, чья жизнь видима всем или сокрыта в Боге. И будем молиться друг за друга, как они молятся за нас, в нашей устремленности к святости, волею Отца Небесного, крестною жертвою Сына Божия, и утешением Святого Духа.
Нас, христиан, немного в мире, но если мы будем на самом деле закваскою, остатком, избранным по благодати — в человечестве будет присутствие Христа, люди смогут получать полноту Духа, пить воду живую, и всё сделается новым здесь, и сейчас, и вовеки. Бог сделает жизнь возможной, когда она невозможна. Бог не даст ей распасться, когда она распадается. Бог превратит ее в стоящую, драгоценную, когда она кажется бессмысленной и пустой, и все увидят, что Бог есть жизнь.
Апостол Иоанн Богослов в первом послании говорит о тайне, которая была сокрыта: Жизнь явилась, и мы видели ее, и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам — о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами, а наше общение — со Отцем и Сыном Его Иисусом Христом. Эта жизнь, о которой свидетельствует апостол Иоанн Богослов, есть Дух Святой, благодать Его. Жизнь без Бога, говорит блаженный Августин, недостойна названия жизни. Настоящей может быть только вечная жизнь.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий