Две опасности при восхождении на Фавор
Слово на праздник Преображения Господня
Праздник Преображения Господня — праздник Богоявления, праздник явления Божией любви к человеку. Любви Бога Отца — «ибо так возлюбил Бог мир, что послал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». И любви Сына Божия — Господа Иисуса Христа, Который так возлюбил Своих друзей, что жизнь Свою отдает за них. И любви Духа Святого, Который любовью Своей, как облаком, покрывает Христа и Его учеников.
Но только тот, кто видит в этом благодатном свете весь мрак того часа, когда солнце померкло, когда Господь от лица каждого из людей, потерявших этот свет жизни, возопил: «Боже, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил!» — только такой человек может узнать тайну Бога, явившегося в мир, «Света от Света, Бога истинна от Бога истинна», и истинного человека, распятого при Понтийском Пилате. Только тот, кто видит Христа во плоти, как ученики Его видят, может увидеть Его в Божественной славе.
Как можем мы видеть Его во плоти сейчас? Увидеть Христа во плоти сейчас — значит помнить о том, что Он совершил, живя здесь, на земле, как человек. Как Он скорбел, как Он трудился, как плакал, как изнемогал в Своих трудах, для того, чтобы до всех людей донести слово спасения. Познать Христа, живущего во плоти, значит быть причастным Его земной жизни.
Мрак сегодня в мире как никогда велик, оттого что не знают Христа во плоти и не могут поэтому знать Его славу. Все ложные духовности, все ложные религии, все ложные, прелестные духовные состояния — всегда связаны именно с этим. Люди не знают Христа, пришедшего во плоти, и хотят сразу знать Его славу, Его благодать. Но это невозможно.
Знание Христа во плоти, знание того, что Он был плотью Своею распят на Кресте, предполагает нашу готовность к такому служению Богу, которое открывается нам Его Преображением. В день Крещения, когда была показана тайна Пресвятой Троицы, Господь вышел на проповедь, на общественное служение миру. А в праздник Преображения это явление Пресвятой Троицы означает Его путь к Иерусалиму, ко Кресту. И каждый, кто хочет знать Христа во плоти и хочет приобщиться Его славе, должен устремляться по тому пути, который предлагает Господь. Должен взять крест свой и следовать за Господом.
Есть две опасности. Одна — теплохладности и уныния, когда мы привыкаем к христианству, когда забываем, что весь смысл нашей жизни заключается в том, чтобы узнать славу Христову. И вторая опасность — когда мы не помним о том, какой ценой дается эта слава. Есть опасность привыкнуть к такому будничному серому христианству, когда мы перестаем понимать, что является сердцем жизни нашей, где солнце ее. И есть опасность желать сразу благодати, минуя этот крестный, скорбный, будничный, неприметный, каждодневный труд, который Господь предлагает всем нам.
Господь преобразился Своим пречистым Телом пред святыми учениками и апостолами. И одежда Его стала светлой, как снег, как свет. И это значит, что все, что касается нашей жизни — не только материя нашего тела, но и материя обычной ткани, — может быть исполнена светом Христовым. Самые обычные, будничные наши дела могут быть наполнены благодатью Божией. И она присутствует, когда мы смиренно несем свой крест, помня о той славе, к которой призывает нас Господь.
В праздник Преображения Господня услышим слова Спасителя, услышим голос Церкви, которая говорит нам о том, что ученики Христовы «когда узрят Его распинаема, страдание уразумеют вольное». Нам нужно понять, что свет Христов дается исполнением заповедей Христовых, и всякий раз это стоит страдания, пролития крови. Это должно стать вольным нашим страданием, чтобы мы не держались за обманчивую сладость и серое благополучие этого мира, чтобы вольно жертвовали всем, даже, если потребуется, жизнью своей, чтобы обрести свет благодати Христовой.
Дай Бог, чтобы это исполнялось со всеми нами! И чтобы люди, видя вольное наше страдание ради заповедей Божиих, ради того, что дорог нам Христос и дороги наши ближние, понимали, что есть другая жизнь, есть другая красота и высшая правда, для которой создан всякий человек. «Так да светит свет наш пред людьми, чтобы они, видели добрые наши дела и прославляли Отца, Который на небесах» (Мф. 5, 16).
Вот наш праздник Преображения Господня. Каждый, кого касается сегодня благодать, невольно говорит вместе с апостолом Петром: «Господи, хорошо нам здесь быть!» Господи, хорошо нам быть с Тобой всегда, и в радости, и в скорби, потому что скорбь открывает еще большую радость, еще большую глубину пребывания с Тобой. И плохо нам, Господи, без Тебя, чем бы мы ни обладали, какие бы радости ни были у нас, какой бы сладостью греховной ни помрачался духовный наш разум. Уныние и отчаяние подступают к нам.
Святая Церковь являет нам сегодняшним праздником радость, которая выходит за пределы этого мира. Она дается нам уже здесь и сейчас, но она свидетельствует о конце истории, о Втором Пришествии Христовом. И чем больше мрак в окружающей нас жизни, чем темнее ночь греха, тем больше стремится душа, любящая Господа, к свету Его — в чаянии Второго Его Пришествия, когда Он грядет со славой, предваряемой Крестом.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий