Победа над «энтропией»
Мы совершаем радостный праздник Успения Божией Матери в мире, где радости нет. Мир имеет конец. И он имеет начало во времени. Вы знаете это последнее или, может быть, предпоследнее утверждение науки? Ученые говорят, что вселенная началась приблизительно четырнадцать миллиардов лет назад «большим взрывом». До этого мир не существовал. И через миллиарды лет (или значительно раньше — может быть, вследствие устроенного самими людьми нового «большого взрыва») он прекратит свое существование. После этого — не будет ничего. И весь мир в измерении вечности — только краткий мираж.
Мы тоже — смертны. Однажды мы были зачаты и родились на свет. Каждый из нас — единственное, неповторимое, новое существо, какого не было никогда и не будет никогда. С того момента, как Бог вызвал каждого из нас из небытия. Неужели я до этого не существовал? Не было этого «я», которое в момент начала своего бытия начало быть?
Но однажды, и это потом не раз повторялось, Бог дал мне узнать то, что бесконечно превосходит всякое знание. В Рождестве, у Креста, у святой Плащаницы и в Воскресении, и в Богородичной Пасхе Он явил мне Свой свет, Свою любовь, Свою жизнь. И миллионы людей, таких же, как я, когда касалась их благодать, узнавали, что они никогда не умрут. Что они созданы Богом и для Бога, и только в Нем обретут успокоение. Я существую в Божественной вечности как тот, кого Бог задумал в Своем сердце, в Своей мысли. Прежде чем я был зачат во чреве моей матери, я был желанным и любимым для Бога. Разумеется, моя жизнь закончится. Я должен однажды умереть. Что будет после этого? Неужели все превратится просто в ничто? Все исчезнет, не оставив никакого следа? Точно так же, как вселенная однажды постепенно погаснет?
Теперь я знаю, почему Церковь говорит по-другому. Она знает, что смерть — не последнее слово. Праздник Успения Божией Матери можно назвать победой над энтропией. Словом «энтропия» ученые обозначают неумолимое движение мира к исчезновению и смерти. На последней странице Священного Писания есть это чудесное обещание: «И увидел я новое небо и новую землю, и сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое» (Откр. 21, 15). Даже если все, что мы видим сегодня, — наша земля и все звезды, и все галактики, и мы сами исчезнем, все не будет поглощено смертью.
Почему мы так любим и почитаем Божию Матерь? Она — начало этой победы, заря нового творения. 25 марта по старому стилю (а так же 8 декабря, день зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы, и 8 сентября, день Рождества Пресвятой Богородицы) и 15 августа связаны друг с другом. В Воплощении тело Божией Матери не было просто носителем материнства. Она дала Свое тело плоти Своему Божественному Сыну. В Ней Бог и человек соединились. Разве мог после этого Бог оставить Ее пречистое тело, где Божество сочеталось с человечеством? Успение — естественное следствие Благовещения. В Благовещении в Пресвятой Деве Слово стало плотию и пребывало с нами. Во Успении человечество обожилось в Ней и стало пребывать с Богом.
Божия Матерь не знала греха. Даже мыслью Своей, как говорит преподобный Силуан Афонский, Она в жизни ни разу не согрешила. Это значит, в Ней не было семени тления, которое мы носим в себе. На всенощной праздника Успения мы слышим обычное Богородичное Евангелие, потому что мы празднуем вхождение Божией Матери в новый дом. «Благословенна Ты в женах, — так приветствует ее святая праведная Елиcавета, когда они встречаются, имея обе во чреве, — благословен Плод чрева Твоего». Она носит под сердцем Того, Кто Своею смертью победит нашу смерть. На многих древних иконах Успения Божией Матери изображены апостолы, стоящие вокруг пустого гроба. Смерть не могла удержать тело Той, Которая ради нас родила миру Христа, Жизнь. Вот почему Божия Матерь — надежда всего творения, и 15 августа — столь радостный праздник. Самый радостный после Воскресения Христова.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий