Слово на праздник Успения Пресвятой Богородицы
В священном страхе и трепете предстоит сегодня Церковь у святой Плащаницы Божией Матери. Вместе с апостолами, которые чудесно от конец земли соединились, вместе с небесным таинником Дионисием все человечество, ищущее оправдания жизни, все святые собрались у этого гроба, и мы, грешные, молимся перед неисследимой тайной жизни и смерти. Любовь Божия к человеку и любовь человеческая к Богу открывается в полноте в сегодняшнем празднике.
Как пришествие Христово — плод многовековой истории, так Успение Божией Матери — тайна созревания человечества. Святой Ириней Лионский именно так богословствует о человеческой истории, видя в ней до воплощения Божия ряд последовательных заветов с Богом — Адама, Ноя, Авраама, Моисея, в которых человек проходит испытание своей свободы и в которых некий остаток ожидает и ищет своего спасения, покуда Пречистая Приснодева Мария позволит наконец соединиться Божеству и человечеству. И в Ее пресветлом Успении — завершение этой тайны. Успение Божией Матери, Ее воскресение, соединяется с Воскресением Христовым. Поэтому, предстоя перед Плащаницею Божией Матери, мы являемся свидетелями всех тайн.
Как говорит преподобный Максим Исповедник, тайна воплощения Слова содержит в себе весь смысл Писания, все значение существ видимых и невидимых. Тот, кто познал тайну креста и гроба, знает смысл всех вещей. Тот, кто посвящен в значение, сокрытое в Воскресении, знает цель, ради которой Бог сотворил все от начала. Только Слово, ставшее плотью, только Воскресение плоти может дать нам уверенность, что мы не обратимся в ничто, что каждый из нас — личность незаменимая, любимая и спасенная, душа и тело в целостности существования, в единстве свободы и благодати, в любви Бога к нам, и нашей ответной любви к Нему. Божия Матерь — первый человек, в Котором эта тайна осуществилась в полноте, и свет Преображения, который охватывал весь Успенский пост, начавшийся поклонением кресту Христову, раскрывается внезапно Богородичным Преображением. Бог — совершенная красота, как говорит святой Дионисий Ареопагит, и Божия Матерь — совершенная красота. Бог — любовь, и Божия Матерь — любовь, и, как Бог выходит из Себя, приходит к нам, чтобы сделать нас причастниками Своей жизни, так Божия Матерь, как это было показано в видении блаженному Василию, Христа ради юродивому, оставляет небо, чтобы прийти на помощь к терпящим бедствие на земле.
Как человек пришел бы к Богу, если бы Бог не пришел к человеку? Именно эта тайна Церкви находит сегодня свое завершение. Как Бог пришел к нам через Приснодеву Марию, так и мы, каждый человек, можем прийти к Богу только через Нее. Ныне история человечества продолжается, устремляясь ко второму Пришествию Христову. И если смысл истории, как радостно утверждает наш праздник, — соединение Бога с человеком, мы не можем не видеть, что сегодня человек в титанических усилиях хотел бы достигнуть, как говорит святой Ириней Лионский, чтобы исчезла всякая разница между Богом и человеком прежде, чем человек станет взрослым. Вместо соединения с Богом в любви и послушании (Я сказал — вы боги, говорит Господь) — искушение древнего змия (Будете, как боги), через разрыв с Богом достигающее последнего предела в ужасе сегодняшнего существования. И преодоление расстояния между Богом и человеком происходит на самом деле путем преодоления Бога или преодоления человека. Наступает время особых испытаний. Как в годы коммунизма отрицание Бога было отрицанием человека с его единственностью и неповторимостью, так ныне отрицание человека с растленным околлективливанием даже сокровенных переживаний его, приводит к еще большему отрицанию Бога.
Только заступничеством в молитвах неусыпающей Богородицы человек, ищущий различения добра от зла, может спастись от смертной тоски и отчаяния. Мертвая жизнь, которой живет мир, может стать живою только тогда, когда человек станет в полноте образом и подобием Божиим. Своей Богородичной Пасхой Божия Матерь утешает нас, говоря, чтобы мы не боялись никаких испытаний, что победа над смертью совершается только крестом, и она учит нас верности кресту Христову среди нынешних нечеловеческих страданий Церкви. Когда все разбежались, Божия Матерь стояла у креста и узнавала красоту Своего Божественного Сына, не имеющего ни вида, ни доброты, среди заплевания и поругания. Крест соделал Христа еще более дорогим и более любимым в глазах Божией Матери. Чем больше изрыгают против Него хулы, тем больше Ее поклонение Ему. Жизнь веры — постоянное следование за Богом через все, что искажает Его, убивает Его и отрицает. От яслей до Голгофы Божия Матерь всюду находит Своего Бога, Которого весь мир не знает, оставляет и преследует. Этой верности Богу до смерти на кресте научена Божией Матерью Церковь Христова, которую мир все более окружает равнодушием, предательством и жестокостью. Ищущему Бога надо всегда преодолевать бесконечный ряд теней, чтобы бежать за этим Божественным Солнцем, Которое от своего восхода до своего заката, как бы ни были густы и темны тучи, скрывающие его, освещает, согревает сердца верных. Бегите все, говорит святая Церковь, за этим дорогим Женихом, Который идет от одного края неба до другого навстречу вам, во втором и славном Своем пришествии.
И вот, радостная для всех тайна Успения Божией Матери! В Церкви Христовой всякая душа призвана уподобиться Приснодеве Марии. Святой Григорий Нисский свидетельствует: «То, что телесно осуществилось в Марии, полнота Божества, сияющая Христом в Приснодеве, неким подобием осуществляется во всякой очищенной душе. Господь не приходит телесно, ибо мы уже не знаем Христа по плоти, по слову апостола Павла, но Господь живет в нас духовно, и Отец Небесный пребывает с нами, согласно Евангелию. Но любовь Божия к человеку, если человек принимает ее и отвечает на нее, охватывает душу его и тело». Это общение делает нас вместе с Божией Матерью причастниками жизни Божественной. И мы реально побеждаем страх смерти и смерть, устремляясь к высоте, с которой сходит Христос. Этой встречи, этого приобщения Богу и Божией Матери чаем мы сегодня у святой Плащаницы и в час нашей смерти, и в день второго и славного Пришествия Христова, всеобщего воскресения мертвых.
протоиерей Александр Шаргунов
2002 г.
Добавить комментарий