Да будет воля Твоя
Слово на новогоднем молебне
С новым годом, с новым счастьем! Это привычное для всех поздравление может прозвучать для кого-то после минувшего года насмешкой. Так же как пожелание доброго здоровья, благополучия, успехов в наступающем году. Именно такие пожелания светятся сейчас праздничной иллюминацией, как ни в чем не бывало, по всей Москве. Кажется, они естественны для всех людей, в том числе и для христиан. Так хотелось бы вернуться к нормальной, спокойной жизни, хотя бы без этой самоизоляции, этих масок, этой дистанции, этого страха — к нормальному человеческому общению, которое было совсем недавно. Но в мире, лежащем во зле, и во все возрастающих в нем бед, нам не избежать ответа на главный вопрос: хотите вы быть счастливы так, как предлагает мир, или так, как предлагает Христос?
Накануне нового года Бог снова ставит нас перед вечным выбором, который у каждого начинается с детства и никогда не кончается, пока длится наша жизнь. Если вы хотите сохранить верность Богу, Христу, вам не избежать скорбей и бед. По понятиям мира вы будете несчастны. Но ваша награда — впереди, и это есть вечная радость. Если мы последуем путем мира, мы можем потерять сокровище Христово. Если пойдем Христовым путем, мы можем лишиться того, что ценит мир. У Господа и у всех, кто нелицемерно последовал за Ним, никогда не было сомнений, какой путь в конце принесет блаженство. Заповеди этого пути и называются заповедями блаженства — бесконечного вечного счастья.
Поэтому, несмотря на торжество нечестивых, на все скорбные события, мы должны сохранять спокойствие духа и ясное видение сути происходящего. Все зло, которое сегодня в мире, Бог, придя со своей метлой, выметет вон — одному Ему известным образом. Не бойтесь. Будем предавать себя и друг друга, наши жизни Христу Богу. Это главное. Все святые мученики — новые и древние, все святые говорят, чтобы мы не боялись никаких скорбей, ни даже смерти. Не потому что мы надеемся на нашу праведность, на наше мужество, но потому что верим в милосердие Божие. Верим мы или не верим, подлинна ли наша вера — вот единственное, о чем спрашивает нас Господь.
То, что теперь кажется несчастьем, в скором времени откроется как Божие благословение. Но мы ни в коем случае не должны примиряться с тем, что по отношению к Церкви является непримиримым, стараясь избежать креста и обеспечить свою безопасность. Как удобно для многих стало сидеть дома и смотреть трансляцию богослужения, как будто причастие, без которого немыслима жизнь христианина можно получить дистанционно, онлайн, как говорят сегодня. Святые отцы говорят: «Не будем искать маленьких подушечек, на которых могла бы покоиться наша виноватая совесть». Господь посылает испытания — жив ты еще или уже нет, христианин или нет? Бог не избавит нас от тяжкого суда на земле, не даст награды на небесах, как это было, например, с обновленцами, которые хотели угодить большевикам, и не избежали в конце концов концлагерей. Многие из них лишились и земного, и небесного.
В великих скорбях только Бог может утешить. Поэтому будем прежде всего молиться. Но молитва наша должна быть нелицемерной. Во время скорбей надо взирать на Распятого Господа и на святых мучеников. Одна прихожанка как-то спросила почтенного священника, сподобятся ли мученических венцов те, кто пострадали и умерли в этом году от злостного вируса. «Да, — ответил священник, — если они примут эти страдания и смерть с верой в распятого и воскресшего Господа». Есть совершенно удивительный рассказ преподобного Паисия Афонского об одном человеке, у сына которого внезапно что-то сделалось с глазом. Врачи обнаружили злокачественную опухоль, и глаз пришлось удалить. Отец Паисий молился об этом мальчике и о его отце, потому что страдание отца было не меньшим, а может быть, даже большим, чем у сына. Молился, чтобы Бог дал им просвещение. Он сказал отцу, что если мальчик научится благодарить Бога за это страдание, то в будущей жизни он будет прославлен вместе с преподобным Пафнутием Исповедником, у которого вырвали глаз за веру во Христа. Когда отец понял это, он начал прыгать от радости. Бог просветил его благодатью, свет Воскресения коснулся его души, и он понял, что несправедливости не было. Он понял, почему святые отцы говорят, что в будущей жизни человек будет жалеть, что у него мало было скорбей здесь на земле, — потому что через эти скорби мы приобщаемся тому чуду, которое является Крестом Христовым. Он понял, что у Бога нет несправедливости, что Он видит все до конца и любит до конца.
Бог попускает быть торжеству зла и многим скорбям для верных. Но Бог не совершает ошибок. Наша вечная участь неразрывно связана с тем, что мы сделали в этой жизни. Страшное значение земной жизни — не в тех скорбях и испытаниях, которые порой могут казаться непереносимыми. А в том, что земная наша жизнь определяет вечность. В течение всей нашей земной жизни мы оказываемся годными или негодными для жизни будущего века, достойными или недостойными присутствия с нами Христа. Мы либо избираем путь, который ведет к жизни, либо путь, который ведет к смерти. Благословение нового года — Рождество Христово, знамение, что с нами Бог. Смирение и нищета Бога, явившегося плотию, не соответствует как будто величию Божию. Но это Бог. И мы также в нашей мере и в наших обстоятельствах продолжим наше земное странствование в новом году, чтобы дано нам было вместе с Господом, восходящим ко Кресту и Воскресению, на каждый день молиться Его молитвой: «Да будет воля Твоя».
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий