Преображение Господне
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Праздник Преображения Господня озаряет нас светом Царства Божия. Царства, где только блаженство, красота, добро, мир, радость. Там, где присутствие Бога, любящего нас. Это Царство — не мечта, не утопия. В нем — обетование великого Бога, всеправедного и всемилостивого, которое Христос пришел исполнить. Он родился, жил, проповедовал, страдал, умер и воскрес, чтобы дверь Его Царства открылась нам.
Преображение являет воскресение. Нам дано ясно это услышать, когда Господь говорит с Моисеем и Илиею о Своем исходе ко Отцу, который Он скоро совершит в Иерусалиме. Путь Христа — от нашей многогрешной земли, где Он живет со дня Своего Рождества к Царству, где Его Отец, от Которого Он пришел.
Христос преобразился перед Своими учениками незадолго до Своих Крестных страданий и смерти, чтобы ученики всегда помнили об этом дне и поняли его глубокий смысл. Этот смысл заключается в том, что страдания и смерть не разрушительны для нас. У страданий и смерти — пасхальная природа. Они ведут в страну Бога, в Царство Небесное.
Как хорошо, что Церковь напоминает нам об этом, когда мы совершаем Успенский Пост. Пост зовет нас к духовным усилиям, к воздержанию, углубленной молитве, забвению себя ради более внимательного служения другим. Пост зовет нас к покаянию, которое всегда подобно переходу через смерть. Чтобы совершить этот переход, чтобы решиться на настоящее покаяние, на такую глубокую и полную отдачу себя, необходимо знать, куда он ведет. Праздник Преображения напоминает нам, что этот переход ведет к радости воскресения, к Богородичной Пасхе, которую мы будем праздновать в конце Поста. И он ведет — от поста к посту — к Богу, в Царство Небесное, наследниками которого мы являемся.
Христос преобразился. Он зовет нас следовать за Ним, и мы можем сделать это, зная, что Он совершил. Но мы должны прежде проникнуть как Петр в тайну Христа. Посмотрите, как этот ученик весь устремлен к своему Господу: «Господи, хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Петр хотел, чтобы слава была с ним, так, чтобы все нам было сразу дано, и чтобы мы пребывали здесь на земле в славе. Это невозможно. Потому что тайна Господа — тайна восхождения ко Кресту, который и есть Его слава. Но Петр не знал, что говорил. Апостолы вошли в облако, и получили великое откровение о пути Господнем: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте». Чтобы мы могли осуществить этот путь ко Кресту, нашему кресту, который дан каждому из нас по его росту, есть только одно — принять это единственное слово: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте».
Слушание слова Божия — вот что требуется от нас. Нет ничего труднее, чем слушать слово Господне. Потому что для этого надо быть готовыми умереть для себя, чтобы вся суетность мира исчезла для нас, чтобы в нас воцарилось глубокое молчание, когда слово Божие произносится прямо в нашем сердце. Мы должны просить Господа о даре войти в тайну Его слова, которая есть одновременно тайна обетования — Завета вечного, данного Богом отцу веры: «Потомству твоему Я дам землю сию».
Апостол Павел говорит: «Наше жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Флп. 3, 20-21). Веруем ли мы, что наши смертные тела преобразятся по образу славы тела Христова? Сила смерти действует в нас, мы знаем все это. Но то, что являет Христос, то, что мы должны возвестить миру, — в глубине этой смерти сияет непобедимая надежда, не сравнимая ни с чем, преображающая нас силой Христа, победившего смерть. Это нам дано. Мы должны узнавать Крест Христов во всем, что происходит с нами и в мире, жить им, следуя за теми, кто раньше нас уверовал в крестную славу и силу. В этом тайна. Вначале и им это казалось ужасным, однако сила Креста и Воскресения, сила Божия, действующая в человеке с момента крещения, победила все. Будем молить Господа, чтобы и нам дано было устремляться к высшему — туда, где Христос, чтобы быть рядом с Ним. Пусть этот краткий пост и вся наша жизнь будет слушанием слова Божия, Превечного Слова, идущего на Крест, который имеет смысл только тогда, когда он уже облечен в славу Воскресения.
Продолжим наш путь, даже если он требует многого от нас. Будем идти до конца, с каждым днем нашей жизни приближаясь к встрече с Богом, бодрствуя в молитве и устраняясь от всего, что препятствует нашему восхождению к Нему. Только пройдя через страдания и смерть, Христос вошел в славу Своего Воскресения. Не существует другого пути, ведущего к победе. Потому что только любовь соединяет человека с Богом. Оставим мертвым погребать своих мертвецов. Будем идти со Христом — к свету, который не имеет ни начала, ни конца, но благодатью Господа нашего открывается только через Крест. Там, в этом свете, Воскресший Христос и Его Пречистая Матерь с сонмом святых. «Господи, хорошо нам здесь быть!» Аминь.
протоиерей Александр Шаргунов
19 августа 2005 г.
Добавить комментарий