Святитель Николай Чудотворец
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
В Евангелии, которое мы услышим на Утрени в сегодняшний праздник, Господь подчеркивает весомость и непреклонность того, что Он говорит. «Аминь, аминь, глаголю вам». Господь говорит, чтобы мы не особенно обольщались относительно справедливости и правды, и прочих замечательных ценностей мира сего. Он утверждает, что мы живем среди воров и разбойников. Вор и разбойник — это тот, кто не входит дверью во двор овчий, потому что не имеет законных оснований для этого, но перелазит инде — в другом месте.
Как усердны враги Церкви в осуществлении своих коварных замыслов! Глядя на них, мы должны устыдиться своей расслабленности и трусости в служении Богу. Вор приходит, чтобы украсть, убить и погубить. Есть немало таких, кто не воры и разбойники, а наемники, те, кто небрегут в исполнении своего долга, и из-за этого небрежения Христово стадо терпит великий ущерб. Наемник, тот, кому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец, и бежит. Потому что на самом деле он нерадит о овцах.
Недобрые пастыри человечества — сами воры и разбойники, и волки. Но и в Церкви есть недобрые пастыри — с недобрыми принципами жизни и недобрым пастырством. Что заставляет тех, кому вверено попечение о душах, предавать это доверие во времена испытаний и в мирное время не слишком обременять себя заботой о нем? А то, что они — наемники и небрегут о овцах. Благо мира сего — для них большее благо, чем то, что предлагает Христос. Овцы Христовы не дороги им, и они не заботятся о их душах. Они ищут своего, а не Христова. Что удивительного в том, что они бегут, когда приходит волк? Те, кто заботится о своей безопасности больше, чем об исполнении своего служения, становятся легкой добычей сатанинских искушений. И как ужасны последствия этого! Волк расхищает овец и разгоняет их. И все стадо — в смятении. Вся история Церкви — от первых гонений и ересей до нашего века, и до явления антихриста — свидетельство этому. Вор, как и волк, приходит украсть, убить и погубить. Тех, кого они воруют у Христа, они убивают духовно. Обманщики душ — убийцы душ. И наемники — все такие же.
Но Христос — Пастырь добрый — пришел, чтобы дать жизнь овцам, чтобы вдохнуть в нас, полумертвых от грехов, жизнь. Чтобы мы имели ее в полноте, больше, чем мы способны просить или помыслить, — с избытком. Он пришел дать нам больше и лучше, чем жизнь, — вечную жизнь. И потому Пастырь добрый душу Свою, жизнь Свою полагает за овцы, чтобы дать им Свою жизнь. Церковь Божия, словесное стадо, каждая Христова овца куплена для Него дорогою ценою. И мы должны быть готовы души свои положить за Него.
Как Никола Милостивый, который весь — любовь ко Господу и людям. Но когда эта любовь видит упорное зло и сознательное противление истине, то превращается в негодующую ревность. Мы все знаем, что на Первом Вселенском Соборе нечестивый Арий, упорно защищая свое заблуждение, стал произносить прямую хулу на Сына Божия. И святитель Николай, для которого Сын Божий — Спаситель рода человеческого — был дороже всего на свете, не выдержал, и «заушил его» — ударил по лицу. Это вызвало смятение отцов Собора, и они решили лишить его знаков архиерейского достоинства. Согласно правилам Церкви, «бийца» не может быть священнослужителем. Но одному из великих иерархов вскоре было откровение, что Сам Господь Иисус Христос Своей рукой подает Святителю Евангелие, а Божия Матерь — архиерейский омофор. Обратите внимание на изображение этого события в Никольском приделе нашего храма.
Гнев святителя был праведным гневом на хулу против Бога. Вот каков наш небесный покровитель, вот чему мы должны учиться, приходя в его храм. Рассказывают, как несколько лет назад на одной экуменической встрече присутствовали православный протоиерей из Парижского богословского института, еврейский раввин, протестантский пастор и католический священник. И вот, еврейский раввин произнес страшную хулу на Господа Иисуса Христа и Божию Матерь. Невозможно повторить эти безумные слова противника и хулителя истины. Но главный ужас заключался не в этом. Иудеи давно противятся Богу. Разумеется, не о национальности мы говорим, ибо во Христе Иисусе нет ни эллина, ни иудея, а о противлении Богу. В Евангелии от Иоанна слово «иудеи» встречается более семидесяти раз, и везде с одним значением — враги Христовы. Потому апостольские правила, а также правила Антиохийского, Лаодикийского, Карфагенского и VI Вселенского Соборов многократно — в двенадцати определениях, под угрозой извержения из сана клириков и отлучения от Церкви мирян, — воспрещают христианам иметь какое-либо содружество и общение с открытыми врагами нашего Спасителя, которых святой Иоанн Златоуст называет «видимыми бесами». Мы знаем, например, что сегодня в Москве при хасидской синагоге зарегистрирована Государственная Академия им. Маймонида. Среди многих известных изречений этого великого средневекового талмудиста есть такие: «Подобает убивать и бросать в ров погибели всех подобных Иисусу из Назарета и его последователей». Так что хуле раввина на экуменической встрече нечего удивляться. Но ужас в том, что когда он это сказал, все промолчали. Человек, слышавший эту страшную хулу, спросил потом православного протоиерея: «Как вы могли промолчать?» Тот ответил: «Я не хотел никого обижать». Ненавистника Христова обижать нельзя, а оскорблять Господа и Его Пречистую Матерь можно! Вот до чего можно докатиться в своей теплохладности и равнодушии к истине. Православный священник должен был с ревностью восстать против хулы, подобно тому, как святитель Николай заградил уста еретику. Святой Иоанн Златоуст в одной из своих проповедей говорит: «Если ты боишься выступить против еретика, то скажи мне — я пойду и загражду ему уста». На почве этого равнодушия, этой толерантности и утверждается апостасия, то отступление, которое становится все более и более явным и уготовляет приход в мир «человека беззакония».
Святитель Николай Чудотворец показывает, как надо ревновать о славе Божией — там, где поносится святыня и хулится имя Божие. «И знаю Моих, и Мои знают Меня», — говорит Господь. Они знают друг друга, и это знание — любовь. Христос знает Своих овец. Он знает, кто Его овцы, а кто — нет. Он знает Своих овец, несмотря на все их многие немощи. И знает козлищ и волков, несмотря на то, что они часто — в благообразной овечьей шкуре. Он знает Своих и Его овцы знают Его. Те, кто Христовы, знают Его голос и идут за Ним, но они никогда не пойдут за чужим. Они бегут от него, потому что не узнают голос чужого. Те, кто подлинно Христовы овцы, будут следовать Своему Пастырю внимательным оком веры и будут очень осторожными к приближению чужих. Христос зовет Своих овец по имени и ведет их к зеленым пастбищам, к райскому цветению жизни. Пастырь добрый питает Своих овец словом истины, таинствами, благодатью, любовью.
Христианская любовь всех обнимает собой, о всех милосердствует, и все создание Божие милует и жалеет. И все это — по дару Христа, который всем человекам хочет спастись и в познание истины придти. Уберите Христа, и в мире не будет надежды и любви. Будет полное торжество «отца лжи и человекоубийцы от начала», победа антихриста. Вечная гибель многих. Потому там, где христианин видит поругание святыни Бога и человека, он восстает против врага с пламенеющей решимостью, которая не переносит никакой хулы. Где нет этой ревности о Боге, там нет любви к Богу. И там не может быть любви к людям. Теплохладность в вере по отношению к огненной Божественной любви и истине — самое худшее, что может быть в мире. Если вера наша стоит чего-то, она стоит всего. Вот заповедь, которую дает нам сегодня наш великий Чудотворец и Святитель, под покровом которого должна проходить вся наша жизнь. Самое великое на свете — знать Христа. И хранить Ему до конца верность в истине и любви, что бы это нам ни стоило. Аминь.
протоиерей Александр Шаргунов
18 декабря 2005 года
Добавить комментарий