О спасении всех народов
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня воскресенье, посвященное памяти святых отцов Первого Вселенского Собора.
Мы должны услышать предупреждение Святой Церкви о том, что исповедание подлинной веры дается нам по благодати Божией. Это выше всякого ума, выше самых великих способностей человека. О Боге мы можем знать только то, что Сам Бог открывает о Себе. То, что Он открывает Своей Церкви, то, что Церковь свято хранит всегда. Мы призваны к тому, чтобы в послушании вере, тайнам веры и заповедям Христовым это богооткровенное знание Церкви стало нашим личным знанием. Чтобы мы с вами пребывали в Церкви, которую Господь стяжал Своей честной Кровью, и чтобы мы не внешне принадлежали к ней и верили в то, что Господь сильнее всего, какие бы испытания и скорби, какие бы искушения нашей веры, нашей жизни ни встречали нас.
За всенощной мы слышим слово Евангелия о тайне Церкви. Господь Воскресший, явившись Своим ученикам на озере Тивериадском после бесплодной их ловли рыб, повелевает забросить сеть по правую сторону лодки. И совершается великий улов, так что называется число пойманных рыб: сто и пятьдесят и три. Каким зрением, не считая, сразу видят ученики число этих рыб? Почему названо это число?
Конечно, у апостола Иоанна Богослова все имеет большее значение, чем простой земной конкретный план. Шестой час у него — час, когда наступает вершина скорби и испытания человечества, и шестой час — это когда Господь был распят. И это число — сто и пятьдесят и три — не внешним рассуждением, а благодатным видением всего, что совершается в мире, где все самые простые вещи исполнены глубокого таинственного света, определяется святыми отцами, как число полноты Церкви.
Не просто, конечно, это число названо. Святые отцы очень внимательно относятся к каждому слову Евангелия и не проходят мимо этой подробности. Они говорят, что речь здесь идет именно о призвании в Церковь Христову, об уловлении такого числа душ человеческих, которое включает в себя всех людей. Как апостол Петр, первоначально призванный Господом на апостольское служение после первой чудесной ловли рыб, припал к Его ногам: «Отойди от меня, Господи, ибо я человек грешный», и услышал от Спасителя: «Отселе будешь человеков уловлять», так теперь тайна уловления душ человеческих раскрывается в новом видимом знамении, предлагаемом Господом.
Святой Кирилл Александрийский говорит, что число сто означает все языческие народы, к которым посылает Господь апостолов. «В Евангелии сто овец — полнота тех, кого Господь хочет спасти; в притче о сеятеле полнота жатвы открывается в меру стократную, так и здесь». Число пятьдесят, по его разумению, означает число иудеев, принявших Христа первоначально, и тех, которые должны обратиться ко Христу в конце времен. А три — это Пресвятая Троица, Которая все соединяет и спасает.
Блаженный Августин говорит, что число десять — это ветхозаветные заповеди. Число же благодати — семь, потому что семь даров Духа Святаго. Закон и благодать — десять и семь — соединяются Богом в одно, а если сложить все числа от одного до семнадцати, вы получите сто пятьдесят три. Так премудро Господь устроил все в мире в исчислении всего, чтобы все, желающие жить по истине, вошли в число спасенных.
Блаженный Иероним говорит, что на самом деле все проще. Не нужно заниматься, может быть, очень мудрым, но слишком сложным богословием, в то время как очевидно, что речь здесь идет о спасении всех людей и всех народов. Сто пятьдесят три рыбы — множество самых разнообразных рыб — символизируют все разнообразие народов, призванных в Царство Христово, то есть все народы без исключения, приглашаемые Господом к покаянию, чтобы войти в живые воды новой жизни.
Какое необычное богословие этих святых отцов! Святая Церковь нас предупреждает, чтобы мы не дерзали заниматься внешним исчислением каких-нибудь чисел, например, числа 666 или числа 888, или какого-нибудь другого очень таинственного числа. Только через стяжание Духа Святаго, через благодать мы можем понимать значение всех простых явлений, относящихся к Богу и к тайне нашего спасения. На Первом Вселенском Соборе, вы помните, святитель Спиридон Тримифунтский показал, что все, что есть в тварном мире — любое слово, не только омоусиус (единосущный), но любое слово, любое число, Богом данное, любой предмет может свидетельствовать об истинах Творца и творения, о соединении Бога с человеком, даже о тайне Пресвятой Троицы. Он взял плинфу, простой кирпич, и сказал: «Смотрите!» И все увидели, как кверху из этой плинфы вырвалось пламя, а вниз истекла вода, а в руках у него осталась глина. И он сказал, что точно также непостижимо сохраняется одно естество в Боге, и при этом существуют три Ипостаси.
Святитель Спиридон Тримифунтский изобразил как бы икону, предельно простую, потому что он был в Боге. И потому его проповедь на Первом Вселенском Соборе смогла перевернуть образ мыслей очень искусного, красноречивого, все знающего философа-язычника. Он говорил: «До тех пор, пока приводились различные доказательства в подтверждение истин Православия, я находил против них другие, более искусные аргументы, но когда этот человек говорил, из уст его исходила некая сила, которой не может противиться человек, если он ищет истину».
Это напоминание о том, как Церковь открывает нам тайны веры и каким путем может человек приходить к этим тайнам веры сам.
Мы упоминали сегодня слова святых отцов о том, что истина спасения обращена ко всем. Но если бы Церковь, если бы святые отцы не отстояли эту истину, если бы Арий одолел, то не было бы спасения. Он обладал огромной силой привлечения к себе, и не только легковерных людей, как может показаться. Даже после того, как эта ересь была на Первом Вселенском Соборе обличена и сокрушена, она еще долго продолжала волновать Церковь. Был период, когда во всей Церкви Христовой только один епископ на Востоке — святитель Афанасий Великий, и один епископ на Западе — святитель Иларий Пиктавийский — исповедовали Православие. Сотни епископских кафедр были заняты еретиками, и вся Церковь, казалось, была уже арианской.
Только Духом Святым, только даром Бога — не числом, не чем-то внешним — открывается и хранится истина. И она всегда побеждает, даже если исповедники истины остаются в абсолютном меньшинстве. Как это было, например, в VII веке, когда один простой монах, преподобный Максим Исповедник, спас всю Церковь, в то время как все епископы оказались еретиками. Господь попускает быть таким страшным испытаниям в Церкви, чтобы мы поняли, что только от Бога можно узнать истину, и только в верности Богу можем мы эту истину принять и сохранить. И Бог всегда силен рассыпать любую беду, кажущуюся уже неодолимой, даже если она уже в самой Церкви.
Слова Божественных учений столь драгоценны, что от них зависит судьба всех людей, всех народов, ста пятидесяти трех миллиардов людей. Всех, когда-либо живших и когда-либо имеющих быть на земле людей. В Евангелии сказано: «И толико сущу не проторжеся мрежа». Если бы хоть одна нить была гнилая в боготканных словах святых отцов, если бы порвалась хоть одна нить, то не удержала бы эта сеть рыб, подаренных морем жизни. И никто в Церкви не был бы спасен.
Воистину Господь хочет спасти всех людей без исключения. Самое удивительное, что сеть, которая поймала сто пятьдесят три рыбы, столь огромное число, не прорывалась от множества рыб. И это значит, что если все народы войдут в Церковь и в Царство Божие, все люди без исключения, никому не будет тесно — еще останется место, как говорит Христос в другой Своей притче. Как Господь на Кресте всех без исключения обнимает любовью Своею, так и Церковь Его открыта для всех людей.
Будем внимать этой тайне, будем со страхом Божиим исповедовать Символ нашей веры, принятый святыми отцами Первого Вселенского Собора до слов «И в Духа Святаго», с тем чтобы Духом Святым, который открывается верным Господу, давалась нам истина. «Держи то, что имеешь» — говорит Откровение (Апок. 2, 25) — держи то, что ты принял, чтобы Церковь, которая это приняла, никогда не потеряла истину. Чтобы были в ней люди, верные этой истине до смерти, потому что неложно Господь верным Своим обещает венец жизни. Аминь.
протоиерей Александр Шаргунов
Всенощное бдение 7 июня 1997 года
Добавить комментарий