Пасха Господня. День, который наступает ночью
Радость Воскресения Христова пришла к нам, и радости этой никто не может отнять у нас. Святая Церковь не перестает взывать к нам: «Работайте Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом». Невозможно по-другому служить Господу. Наши души переполнены не только солнцем и цветением, но вечной весной. И странным образом причины нашей радости буквально те же самые, что при других обстоятельствах вызывали у нас печаль. Все зависит от того, куда устремлен наш взор. Кто ищет Господа, у того сердце всегда будет преисполнено радостью. Потому что Христос все победил.
Среди пасхального ликования Церковь не перестает напоминать, какой ценой куплена для нас эта радость. Но тайна нашего спасения не заключается только в жертвенной смерти Христа на Кресте. Смерть Христа без Воскресения — это поражение, страшное и решительное, и мы все — непонятно что. Все становится абсурдным, и уже не на вратах ада, как у Данте, а на вратах земли следует поставить эту фатальную надпись: «Оставь надежду всяк сюда входящий». Но когда за смертью наступает воскресение, эта вольная жертва, увенчанная победой, эта сияющая победа утра Пасхи, эти две тайны — смерть и воскресение — становятся одной. Пасха означает переход. И как всякий переход предполагает два момента: начало пути и его завершение. Начало перехода — смерть на Кресте, завершение — воскресение. Но Воскресение Христово невозможно без Его Крестной смерти. И в Светлой седмице всегда присутствует Страстная. Невозможно быть причастником Пасхи Господней, не участвуя вместе с Церковью в Страстной седмице.
Страстная седмица
Бог чудесно создал человека, и еще более чудесно спас его. В начале Великого поста Церковь вместе с богодухновенным поэтом Книги Бытия созерцает творение мира. Нам открываются дела Божии в течение шести дней, заключаемые седьмым днем — покоем завершения. В этом радостном видении — пророчество надежды. Ибо зло, исходящее из сердца творения, устремляется коренным образом повредить дело Божие.
Пророчество надежды исполнится. Но этому надо будет посвятить новую Седмицу, и эта Седмица будет бесконечно дороже стоить, чем первая. Надо будет пройти через все глубины первого творения. Но теперь недостаточно будет взять лишь немного земли, чтобы создать человека, — для этого потребуется вся земля. Недостаточно будет Превечного Слова: «И сказал Бог, и стало так». Приняв плоть, Бог должен будет принести Себя в жертву. Только так мы можем войти в покой седьмого дня, в день Господень. В начале Бог дал человеку все, что Он сотворил. Теперь надо, чтобы Он отдал Себя. Это не восстановление. Это новое творение. Это уже не Адам, а Новый Адам. Это уже не человек, но Сын Человеческий. Поистине Бог силен зло обратить в добро. И эти люди, не зная, что творят, своими грязными руками будут лепить из грязной земли Нового Человека во время Его Страстей, возводя на Крест Солнце Жизни. Богу не нужно будет более вдохнуть в Него Дух. Он уже исполнен Им с самого Своего Рождества, с самого Своего Крещения. И теперь Он умирает на новом Древе Жизни, от которого будет исходить Дух на новое человечество, на новое творение. Если в эти великие и святые дни мы не будем мешать Господу творить нас такими, какими Он хочет, Духом, Которого Он дает нам, — мы узнаем силу Воскресения.
Победа Христова предлагается всем
В течение Светлой седмицы не символически только открыты Царские врата, и за каждой литургией Церковь поет: «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (все, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись). Более чем когда-либо мы можем понять в этот период значение богослужения в нашей жизни. Оно погружает нас все более и более в глубины веры, и это погружение, это крещение длится всю нашу жизнь («крещение» по-гречески означает «погружение»). Оно не перестает посвящать нас в тайны веры, не только рассудком, но всем нашим существом, всем нашим телом и нашей душой. Вот почему крещеные, которые воображают, будто можно быть верующим, не ходя в церковь, не участвуя в таинствах, страшно ошибаются. Милостив Бог, Он будет искать, какими другими путями — какими скорбями — привести эти души ко спасению. Но какие сокровища не будут узнаны ими, какие богатства потеряны, какие открытия и радости отвергнуты, какие зовы Духа Святого останутся незамеченными!
Мы перешли из смерти в жизнь
Что должны мы вынести с собой, исходя из храма? Эта седмица и этот день, который наступает ночью, — начало нашей вечной жизни. Мы поистине приняли Воскресшего Господа, и будем устремляться к свету, который светит во тьме, и тьма не может его объять. Мы приняли Его в Его Теле и Крови, в причастии Святых Христовых Таин. Но мы приняли Его также друг в друге. Это то, что раскрывает литургия. Есть прекрасный обычай пасхального целования в эти святые дни. Мы принимаем жизнь друг друга. Это начало нового мира благодати, действия ее в нас. Мы выйдем обновленные, открытые новому Христову дару. В чем должна состоять наша жизнь распятых с Господом и воскресших с Ним? Апостол Иоанн Богослов, Евангелие которого звучит среди Пасхи, говорит в своем Первом Послании: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев» (1 Ин. 3, 14). Вот что такое воскресение. Но оно включает и смерть. В Великую Пятницу мы слышим: «Никто не может увидеть Бога, не умерев». Эти слова исполнились в полноте во Христе, в Его любви. Мы не можем увидеть нашего Бога и, добавим еще, нашего брата, не умерев для самих себя. В Теле Христовом, ломимом на Кресте, — тайна Бога и тайна человека соединились. Господь сказал на Тайной Вечери во время первой Евхаристии: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга, как Я возлюбил вас».
И здесь есть то, на что, особенно в наше время самых великих подмен, мы должны обратить самое серьезное внимание. Какие бы у нас ни были добрые намерения, как бы мы ни исполнялись в эту святую ночь решимости служить другим, забывая себя, у нас есть опасность возвратиться в Ветхий Завет, то есть в смерть. Нам не избежать ее, если мы будем думать, что это служение исходит от нас. За Пасхальной литургией мы слышим слово Евангелия о новизне жизни во Христе тех, кто «ни от хотения плоти, ни от хотения мужа», то есть от нашего произволения, родились, но от Бога. Дар Воскресения Христова, который есть любовь, — сие не от нас, а от Бога. Воскресение Христово, наше воскресение — любовь, не знающая границ. А то, что исходит от нас, кончается очень быстро. Оно всегда на пределе наших интересов, нашего мира ценностей. Мы не можем идти очень далеко. Но если Христос, Пасха Христова, первая заповедь будут у нас на первом месте, если мы будем исходить от Христа, от Его прободенного копием ребра, от тайны Отчей любви, наша любовь будет охватывать всех — это будет Христова любовь. Только так мы пройдем через смерть и начнем любить как Христос. В этом вся новизна Евангелия. Новая жизнь воссияла от гроба, побеждающего смерть.
Мы на самом деле носим в себе со Христом новую жизнь, в которой должны родиться все. Мы только малая закваска. Не для себя мы живем, а для всех. Пасха Господня завершится Пятидесятницей — исхождением Святого Духа, Которым мы живем за каждой литургией. Дух Святой научает нас, что наше исцеление от греха и смерти не может быть следствием естественной терапии. В нашем сегодняшнем мире уже достаточно было иллюзий, чтобы кто-то поверил, что решительные перемены достигаются своими собственными силами. Только Дух Святой имеет силу исторгнуть человечество из гроба, в который оно заключило себя. Естественная жизнь — даже по добру и по правде — рано или поздно становится нижеестественной, греховной, там где нет благодати.
Пасха — Божий суд над всеми людьми
Как первые ученики, мы готовы нести весть о победе Христовой во все концы мира. Наша Пасха — всечестная, потому что в ней — победа истины над всякой ложью, добра — над всяким злом. Все заполняет радость, и нет места для уныния в самых тяжких обстоятельствах. Эта радость дает нам силы любить не только любящих, но и ненавидящих нас, простив им все Воскресением, как нас простил Христос. Эта радость одновременно не позволяет нам идти на какой-либо компромисс с сатанинским злом, потому что обещание Богу доброй совести, как говорит апостол Петр, раскрывается сегодня до конца в свете Воскресения Христова.
Радость Пасхи — не только в утверждении Божией победы, но и в напоминании о великой ответственности человека. Христианская совесть не может примириться с мыслью, что на Руси Православной утверждается новое иго нечестивых, богохульников и богоборцев, которые уже не закрывают, как их отцы и деды, наши храмы, но все делают, чтобы ограничить Пасху красивым пением и вывешиванием на центральных улицах привычных для советских людей лозунгов с непривычными словами о Воскресении Христовом, за которыми, без присутствия Победителя греха и смерти, читается: «Если Христос не воскрес, будем есть и пить, ибо завтра умрем!»
Даже в пасхальные дни на всей российской земле не стихает пропаганда разврата, магии, сатанизма, лжи о Боге и о человеке. Христианин не может не скорбеть при виде поругания своего народа, враги которого, опутав его через средства массовой информации паутиной лжи, терзают и душу, и тело его. И земля наша разве уже искупила всю невинную кровь, пролитую большевиками, начиная с семнадцатого года? Те, кто не покаялся в пролитии первой крови, пролили новую. Что нас ждет впереди, если не будет покаяния, которое невозможно, пока не будет сказана вся правда земная и не будет услышана правда небесная о том, что Воскресением Христовым всему миру дарована благодать покаяния? Большинство русских людей неповинны в этой крови, однако не противились, «страха ради иудейска», беззаконному убийству.
Днем Господним называется в Священном Писании и Воскресение Христово, и Страшный Суд. В Пасху Христову совершается незримый Божий суд над всеми людьми, и все, знающие и не знающие Бога, призываются к ответу.
Христос Воскресе! Ничто не может утаиться перед солнцем Пасхи Христовой, и бессильны все человеческие попытки противиться правде Божией. Война между Богом и диаволом достигает высшей точки. «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!» Возрождение России и Православия, о котором говорят русские святые, возможно только силою Воскресения Христова, и это зависит от нашей верности Пасхе Господней, этому свету, этой радости, которую Бог открывает сегодня нам. Это зависит от нашего покаяния, ибо«время начаться суду с Дома Божия». Победа Христова принадлежит всем, и, как всегда на Пасху, будем приветствовать криком радости: «Христос воскресе!» — всю русскую землю, весь мир, всех, кто услышит нас и не услышит, чтобы услышали все. Жизнью и смертью своею поклонимся святому Христову Воскресению, чтобы весь мир мог вместе с нами сказать: «Воистину воскресе Христос!»
протоиерей Александр Шаргунов
27 апреля 2008 г.
Добавить комментарий