Слово в день преставления святейшего патриарха Алексия II
Царство Небесное, вечная память новопреставленному святейшему патриарху Алексию II.
Мы все знали, что патриарх серьезно болен и молили Бога о даровании ему здравия, чтобы Он продлил его дни ради Церкви. Что нам сказать сейчас?
Промысл Божий избрал патриарха Алексия II в особенный период истории нашей Церкви, который совпал с крушением коммунизма, с распадом Советского Союза и многими сопутствующими этому переменами и испытаниями. Святейший патриарх Алексий II хорошо понимал, что судьба Церкви связана с судьбами Отечества. Между прочим, он поставил свою подпись в «письме 120» против политических тенденций, направленных на развал Советского Союза. В 1993 году им было заявлено решительное противостояние новой угрозе. Никто не сомневался, на чьей стороне Церковь, когда прозвучала анафема на тех, кто прольет кровь.
Сегодня все естественно будут говорить о том, что годы патриаршества Алексия II — годы небывалого церковного строительства, воссоздание из руин и открытие тысяч храмов и монастырей, прославление многих русских святых и самое главное сонма новых мучеников и исповедников Российских во главе с Царственными страстотерпцами в недавно восстановленном храме Христа Спасителя. За 10 лет до этой канонизации он благословил строительство нового храма в честь Всех Святых в земле Российской просиявших на месте разрушенного Ипатьевского дома. Это означало не что иное как признание патриархом святости Царственных страстотерпцев. Мы знаем, сколь непростым был путь нашей Церкви к этой канонизации. Время патриарха Алексия II — время воссоединения Русской Зарубежной Церкви с Церковью-матерью. Одних этих великих, поистине исторических событий достаточно, чтобы задуматься об исключительном Божием даре служения, принятом патриархом Алексием II.
Но необходимо, мне кажется, также отметить, что период его патриаршества совпал с небывалыми нападками на Церковь как совне, со стороны антихристианских сил (прежде всего неслыханной пропагандой аморализма в СМИ), так и изнутри, со стороны обновленцев. Святейший патриарх поддерживал все выступления против безнравственности. В частности, можем упомянуть, он благословил деятельность нашего общественного комитета «За нравственное возрождение Отечества». Всем памятно его слово на епархиальном собрании города Москвы: «Ни один мирянин, тем более священник не имеет права молчать при виде того, что делается сегодня. Если мы будем молчать, нас просто уничтожат».
И еще, может быть, самое существенное. Святейших патриарх Алексий II всегда твердо стоял на позиции неповрежденного догматического учения Церкви и твердо знал, что не должно быть реформ богослужения. Его заключительное слово на последнем епархиальном собрании — как завет всей Церкви: «Пока я жив, никакой перестройки в Церкви не будет».
И наконец последнее. Святейший патриарх Алексий II был человеком молитвы. Отличительная черта христианина, любящего Господа, — его отношение к богослужению, особенно, к Божественной литургии. Число Божественных литургий, совершаемых патриархом ежегодно, не может не впечатлять. Столько обычно служит только очень благочестивый священник, у которого нет никаких других обязанностей, кроме как по его храму. Совершенно неслучайно переход патриарха в вечность совершился сразу же после праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы.
Примем уход от нас ко Господу святейшего патриарха как возможность ему молитвенно предстательствовать за нашу Церковь перед Престолом Божиим и как благословение всех нас на молитву. Некоторые думают, что молитва — нечто демобилизующее, как если бы она была уходом от ответственности. Или как если бы она существовала для того, чтобы переложить на Бога задачи, которые мы должны исполнить. Мы должны узнать иное — что молитва это образ жизни с предельной ответственностью. В ней — каждый день нашей жизни, она — вся устремленность к истине и правде. В ней — отказ уйти в мечты, когда жизнь становится невыносимо трудной. Столько христиан узнали это в течение стольких веков, что, наверное, нет смысла убеждать в этом. Но святейший патриарх Алексий II напоминает нам сегодня снова о молитве. Молиться — значит жить настоящим. Молиться — значит принимать настоящее, каким бы оно ни было, как дар Божий. Значит, искать пути Царства Христова во всех обстоятельствах. Молиться — значит не довольствоваться тем, что есть, но быть жаждущим и алчущим правды, какими бы испытаниями ни посещала нас жизнь, ибо Христос вчера, сегодня и вовеки Тот же.
протоиерей Александр Шаргунов
5 декабря 2008 года
Добавить комментарий