Сретение Господне
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
В этом году праздник Сретения Господня совершается в воскресный день и совпадает с Неделей о блудном сыне. Перед нами две дивных встречи, которые раскрывают образ нашей жизни.
Мы знаем из Священного Писания, как совершилось событие Сретения (Лк. 2, 22-39). Когда исполнились дни, то есть, сорок дней после Рождества Христова, когда совершились семьдесят седмин пророка Даниила, провозвещавшего о явлении в Храме Спасителя мира — Богомладенец Христос был принесен в Храм. Посвящение Его Богу принесением в жертву горлиц прообразует Крестную смерть — то, что Христос совершит нашего ради спасения.
В Евангелии сказано, что праведный старец Симеон получил обещание от Духа Святого не видеть смерти, пока он не увидит Христа Господня. Самое главное в человеческой жизни — увидеть Бога, прежде чем наступит смерть. Мы живем в мире, где тьма греха и смерти. Страшно жить в этом мире, и страшно умирать, пока мы не встретим Бога. Но когда мы встретим Бога, смерть нам не страшна. И самая великая радость для человека — это смерть, когда она — встреча с Богом.
Эта же мысль присутствует и в истории о возвращении блудного сына в дом Отчий. Мы призываемся задуматься о тайне покаяния, которая связана со смертью, потому что в покаянии мы должны увидеть свои грехи. И чем больше мы видим свои грехи, чем острее мы осознаем силу греха и власть смерти, которая осуществляется через грех, тем больше мы понимаем, как нелегко покаяние. Мы грехом удалились «на страну далече», так что в своем собственном Отечестве мы — как «на земли чуждей». И на наших русских реках мы, как на реках вавилонских, ощущаем себя удаленными от Бога.
Ужас заключается в том, что в начале нашего покаяния — чем острее мы переживаем свой грех, чем яснее мы его видим, тем непрогляднее окружающая нас тьма. На самом деле, человеческому восприятию видение грехов невыносимо, как видение смерти. Мы понимаем, что греху не должно быть места в человеке, и в то же время стоим на грани отчаяния, которое подобно смерти. Мы очень близки к тому, чтобы уступить этой страшной, как смерть, силе греха и соединиться с безумием мира, не отличающим тьму от света, где грех и смерть — норма.
Покаяние возможно только тогда, когда есть различение добра и зла. И только тогда, когда есть любовь к добру и вера в силу добра, и в то, что оно победит. Для каждого человека, как бы он ни был грешен, и как бы он ни был далек от Бога, «свет во тьме светит, и тьма не может его объять», потому что каждый человек создан по образу Божию. Но наступает такая тьма, когда надо, чтобы этот «Свет во откровение языков» явился человеку воочию, чтобы состоялась встреча человека с Богом Живым. Блудный сын хорошо понял, наконец, разницу между домом Отчим и чужой стороной. Но ему надо было встретить своего родного отца, чтобы все потерянное возвратилось.
Святые праведные Симеон Богоприимец и Анна пророчица были праведны и благочестивы пред Богом, но надо было им встретить Бога Живаго, с тем, чтобы их покаяние раскрылось в полноте и стало дверью в Царство Небесное. Вот об этом,, прежде всего, , говорит нам сегодня Церковь — о том, что покаяние рождается из света, из Солнца правды Христа, из победы Христовой над смертью, из любви человека к Богу и человека к человеку. Надо, чтобы состоялась эта встреча человека с Богом и человека с человеком в Боге, которая навеки переменила бы все в нашей жизни.
Покаяние действительно связано со смертью, не только с памятью смертной. И оно измеряется смертью, которая дает совершенно новое измерение, новую цену всему, что есть на земле. Оно в самом прямом смысле есть эта смерть. И там, где нет истинного покаяния, там нет той смерти, о которой возвещает святой праведный Симеон.
Вот праздник Сретения Господня: принять на руки Богомладенца, как старец Симеон, как священник, когда он принимает Тело Христово в причастии, как когда-то все древние христиане это делали. Принять Богомладенца на руки и исполниться детского доверия к Богу. Чудо Четыредесятницы, к которой мы идем, заключается в том, чтобы восстановилась эта детскость нашей души, которой открываются объятия Отча: «Не старец Мене держит, но Аз держу его, той бо от Мене отпущения просит».
Покаяние — не только печаль по Бозе, но и радость о Нем — вот что открывает нам сегодня Святая Церковь. Да будут даны нам в дни подготовки к Великому Посту и в святые дни Великого Поста, и в Пасху Господню встречи с Господом — новые и новые праздники Сретения, чтобы мы узнали, что смерть может и должна быть радостной для человека! Подобно покаянию, которое называется весной духовной, потому что это и есть на самом деле жизнь, цветение жизни. И да будет в наших встречах друг с другом — до смерти — стоять, как в Храме, Воскресший Христос, «просвещаяй сущия во тьме» и «даруяй нам Воскресение». Аминь.
Всенощное бдение
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Господь и Божия Матерь позаботились о том, чтобы этот день был для нас Сретением — Встречей. И эта забота была проявлена раньше, чем мы появились на свет.
В течение многих веков всей истории человечества после отпадения от Бога готовил Господь встречу праведному Симеону. Мы должны понять в этот праздник, что каждый из нас любим Богом. И любовь Его не изменяется, не ослабевает — это любовь вечная. Будь я неразумен или умен, слаб или силен — в любом моем состоянии я любим Богом, даже если сбился с пути и далеко ушел от Него. Я любим Им, если я грешник, прежде всего, я любим Богом потому, что я грешник — потому что я погибаю без Него.
Один епископ накануне больших испытаний нашей Церкви, собрав свою паству, сказал: «Мы не знаем, что будет в самое ближайшее время с нами, но что бы ни случилось, мы должны помнить одно, что Бог — благ. Что Бог — это свет, что Бог любит нас, что Он пришел, чтобы нас спасти. И что Он спасает нас в Церкви Своей Святой, где открывает нам дивную встречу с Собой в Духе Святом».
Однако любовь Его не означает, что мы можем не отвечать на нее, жить как попало. Поэтому среди радости сегодняшнего праздника мы слышим грозное предупреждение, что сей Богомладенец «лежит на падение и на восстание многих», что «откроются помышления многих сердец». И в Духе Святом пророчески говорит святой старец Деве Марии: «И Тебе Самой оружие пройдет душу».
Господь, «любовь и мир, всякий ум превосходящий» (Еф. 3, 19), возвещает, что Он пришел принести на землю не мир, но меч (Мф. 10, 34). И этот сверкающий меч разделяет. По слову Спасителя, там, где пятеро, двое будут против трех, и трое против двух. Отец будет против сына, и сын будет против отца, и мать будет против дочери, и дочь будет против матери, и невестка против свекрови, и свекровь против невестки (Лк. 12, 51-53).
Господь пришел принести разделение. И это разделение — смысл всей истории человечества. Каждый человек должен, так или иначе, определиться, встать на сторону Христа или против Христа. И в Церкви тоже происходит разделение. Одни и те же дары могут быть источником жизни или источником смерти. Сам Христос — высший дар, который мы можем получить, Бог, отдающий Себя нам — может быть источником жизни и смерти для нас, в зависимости от того, как мы принимаем этот дар.
Сегодня мы сугубо молимся Божией Матери, о Которой сказано, что Ей пройдет душу оружие. Мы знаем, что всякий наш грех глубоко ранит Ее сердце. Слыша эти слова, мы, естественно, думаем о Голгофе, когда Она будет стоять у Креста с возлюбленным учеником Христовым. Но на самом деле, эти слова простираются гораздо глубже и дальше. Вернее, они охватывают всё, что охватывает Крест Христов. Меч разделения проходит через все человеческие души. Не все спасаются, потому так велика печаль Божией Матери о каждом человеке, ради которого Христос пришел в мир. Чем больше будет открываться в земной жизни Спасителя служение спасения, тем больше этот меч будет проходить Ее душу. И во всей истории человечества, чем ближе мы будем к окончанию истории, тем больше это оружие любви и скорби будет пронзать Ее сердце.
Мы молимся Божией Матери, Которая печалится о всех погибающих, чтобы еще раз суд об Отечестве нашем был изменен на милость. Чтобы помиловал Господь блудную нашу Россию, изменившую Христу и потому попущением Божиим преданную всякому позору и горю, когда самые постыдные грехи становятся уже обыденным явлением. Чтобы заступилась за нас Пресвятая Владычица и совершилось невозможное, непостижимое чудо любви, которое никогда неотделимо от силы Божией. Чтобы все, кто нуждается в спасении, обратились ко Господу с покаянием.
Когда мы стоим в Храме в этот день, мы вспоминаем все встречи наши с Господом, которые нам когда-либо были даны. И все наши встречи с людьми, которые были подлинными во Христе и которые не были подлинными. Мы понимаем, что Господь хочет, чтобы не было больше у нас бессмысленных, разделяющих нас с Господом и друг с другом встреч.
Среди нас присутствуют сейчас Господь и Божия Матерь, и все святые. Все наши близкие по плоти и крови и те, с кем мы молились в Храме когда-то, и те, кого мы знать не могли и вспомнить не можем, чью хоть каплю крови мы несем в себе. Были они христианами в десятом или семнадцатом веке, или ближе к нашим дням. Там, где совершается встреча со Христом, совершается соединение со всеми, любящими Христа. И нам становится понятно, для чего одному из нас дано было пережить Пасху во время чтения акафиста у раки преподобного Сергия, а другому — по молитвам преподобного Серафима в Дивеево открылось заступничество Божией Матери за всех. А третьему — перед мироточивой иконой Царя-мученика было дано ощутить Божественную благодать и узнать присутствие Господа в наших сегодняшних скорбях.
Таков закон Сретения — те, кто встретился с Господом однажды, и, тем более, уже в вечности, не могут не искать этой встречи для других, для всех. Для всех, кто есть сейчас на земле, и кто нуждается в этой встрече, и кто никак не может до сих пор ответить на безмерную Божию любовь.
И наша встреча с Господом, со святыми, и со всеми людьми означает не просто переживание, самое прекрасное и ни с чем несравнимое. Она означает решимость преодолевать любую немощь нашего греха, любые скорби, любые испытания, чтобы, узнав однажды об этой встрече, всю жизнь снова к ней стремиться.
Мы молимся о том, чтобы нам и тем, кто придет после нас в этот мир, сподобиться встречи с Господом и Божией Матерью, всеми святыми и другими людьми в Церкви Его Святой. Она не может состояться без нас. Бог хочет, чтобы эта встреча состоялась с нашим участием. И оттого что Бог назначил эту встречу, Он устрояет ее. Никакая сила, ни смерть, ничто на свете не может отменить ее. Аминь.
Божественная литургия
протоиерей Александр Шаргунов
15 февраля 2009 года
Добавить комментарий